Реставрация Юсуповых палат вышла из-под контроля
- Наследие
9 марта Росохранкультура (федеральное агентство по охране наследия) проверяла ход реставрационных работ в Юсуповых палатах - одном из самых выдающихся памятников истории и архитектуры Москвы
Комиссия вынесла оттуда настолько тяжелое впечатление, что работы были остановлены, начался подсчет ущерба. Материалы проверки передаются в прокуратуру.
Юсуповы палаты (Большой Харитоньевский переулок, 21) построены в конце XVII века и принадлежат к лучшим образцам нарышкинского барокко. Палаты не раз переходили из рук в руки, явно служа наградой в придворной борьбе. Владельческая чехарда закончилась на князе Григории Юсупове: его фамилия владела домом с 1727 по 1917 год - 190 лет.
Пожалуй, неслучайно Светлана Дружинина снимала в Юсуповых палатах сцены своих "Гардемаринов" и "Дворцовых переворотов". Удивительные интерьеры палат - готовая кинонатура и готовый музей. У этих интерьеров своя история. Москва XIX века считала свои средневековые гражданские здания по пальцам двух рук. Юсуповы оставались единственными частными владельцами известных палат: в других располагались музеи или культурные учреждения. В 1890-е годы княгиня Зинаида Юсупова пригласила архитектора Николая Султанова отреставрировать дом. Юсуповы палаты стали одним из первых опытов реставрации, памятником реставрационного искусства. Притом Султанов не ограничился восстановлением утраченного - научные методики еще не были достаточно разработаны, - а создал новый художественный образ, дом-миф.
Одна из комнат расписана сценами царской охоты - дань московской легенде о Юсуповых палатах как об охотничьем дворце Ивана Грозного. Другая стала фамильной портретной: 12 медальонов. В нескольких залах установлены печи из подлинных изразцов XVII и XVIII веков. Приемная получила китайский вид. Повсюду вставлены витражные окна красивого рисунка. Пристроено крытое заднее крыльцо, лестница в котором украшена львами с гербовыми щитами в лапах. Устроена домовая церковь. Столовая палата с резными порталами, с золочеными дверями сквозной резьбы, с портретами четырех царей, отражающимися в зеркалах, с наборным паркетом и расписным сводом 10-метровой высоты, перекрывающим 170 квадратных метров площади, прослыла Тронным залом. Перед садом появилась стилизованная под XVII век ажурная решетка, а на полукруглом парадном дворе - гербовые ворота. Султанов использовал описания царских палат и знаменитых палат Василия Голицына - и получил синтетический образ древнего русского дома.
Кажется, Юсуповы не культивировали только тему Пушкина, который в детстве жил с родителями в так называемом "среднем доме", впоследствии соединенном с главным (западное крыло палат). Это единственный сохранившийся в Москве долицейский адрес Пушкина. Здесь же, "у Харитонья в переулке", "пред домом у ворот", остановился возок Лариных, когда Татьяну привезли в Москву.
После эмиграции Феликса Юсупова, убийцы Распутина, дом заняли сначала анархисты, затем Военно-исторический музей (что было правильней всего) и, наконец, Сельскохозяйственная академия. Здесь работали Вавилов и Чаянов. В 1990-е годы президент Ельцин закрепил за академией право собственности на федеральный памятник. Собственник, сидящий по другому адресу, нашел палатам арендатора - "МежрегионНИИпроект", а арендатор нашел инвестора-подрядчика (!) - ОАО "БАМО", работающее на строительном рынке. В 2000-х годах начались реставрационные работы.
Поначалу все шло хорошо: были выпущены эскизный проект архитектурной реставрации и рабочий проект реставрации живописи в нескольких помещениях. Оба проекта согласованы и Москомнаследием, и Росохранкультурой. Живопись Столовой палаты, Китайской комнаты и парадной лестницы отреставрирована "на отлично" художниками фирмы "Реском". Но дальше все изменилось.
Первый тревожный звонок прозвенел в августе 2004 года, когда обрушилась стена поздней пристройки, являвшейся частью памятника. Пристройка разобрана до конца и выстроена вновь. С конца 2005 года инвестор перестал платить проектировщикам и лицензированным подрядчикам. Договор архитектурного надзора не был продлен, автор проекта Валерий Шмыков (институт "Спецпроектреставрация") посещал палаты, что называется, за совесть. В коридоре и некоторых других помещениях, обладающих живописью, в отсутствие согласованного проекта начались малярные и штукатурные работы, в которых "Реском" уже не участвовал. Когда же с задней ограды и с крыльца стали исчезать вазоны, из оконных проемов - витражные стекла, а в мусорных баках обнаружился наборный паркет, общественность и Росохранкультура забили тревогу.
Проверка выявила, что витражные окна из уникальной смальты, большей частью снятые в прошлом году, только что вывезены. По словам инвесторов, на реставрацию. Таковая, конечно, предполагается проектом, но окна вывезены в отсутствие архитектурного надзора и без ведома контролирующих органов, по крайней мере федеральных. В Столовой палате полностью снят старый паркет и завезен новый. Вообще, акт нарушений состоит из 18 пунктов.
Руководители ОАО "БАМО" попросили у проверяющих неделю на предоставление разрешительной и лицензионной документации. На следующий день они не смогли показать обозревателю "Известий" разрешения ни на замену паркета, ни, между прочим, на разборку пристройки, а вместо разрешения на демонтаж и вывоз окон показали разрешение на их замену, выданное Москомнаследием в перечне противоаварийных работ. Отдельное впечатление на проверяющих произвел способ хранения портрета царя Алексея Михайловича: даже на следующий день после проверки обозреватель "Известий" нашел его незакрытым, прислоненным лицевой стороной к штабелю пустых рам, в комнате, где ведутся работы.
Комментарии излишни. Если государство - Москва и Российская Федерация центр - не может соблюсти такой памятник, как Юсуповы палаты; если оно не контролирует ни намерения владельца, ни действия арендатора, ни правомочность подрядчиков; если оно не способно отладить собственную работу и помирить разные части своего механизма, - наше наследие обречено.