RSS
15.02.2006

Сладкий Горький. Верхний Нижний

  • Архитектура
  • Объект
Ссева направо: Сергей Шамарин (Пермь), Виктор Быков, Олег Рыбин (Нижний Новгород), крайний справа – автор статьи Влад Новицкий (Пермь). Фото: Илья Бубис Ссева направо: Сергей Шамарин (Пермь), Виктор Быков, Олег Рыбин (Нижний Новгород), крайний справа – автор статьи Влад Новицкий (Пермь). Фото: Илья Бубис

информация:

Почему в Нижнем так много хорошей архитектуры

Выход из железнодорожного вокзала осуществлялся через турникет. Что показалось странным. Хотя, конечно, борьба с терроризмом. На этом странности не кончились. На улице оказалось очень холодно. Холод на улице, в тоннельном переходе, под навесами платформ (слегка заснеженных). Странно, не правда ли? На Урале тепло (конечно, относительно), а на Волге холодно.

Сел  в такси, как положено в Нижнем Новгороде, в «Волгу», и поинтересовался, а где же автозавод? Тот самый, что собирает ненавистные для меня «Газели». Выяснилось, что завод находится в Нижней части Нижнего, а центр города и гостиница, под фольклорным названием «Волжский откос» в Верхней. Вот в этой–то Верхней части Нижнего и находится основная часть (видимая часть) айсберга Нижегородской архитектуры.

Видимая часть всегда небольшая, в смысле, меньше, чем невидимая и так у любого айсберга. Но основной фон архитектуры, накопленный в Нижнем за последнее десятилетие, или чуть больше, очень качественный и интересный, в сравнении с другими подобными городами, и в частности, с Пермью.

Торт
Что же за рейтинг организует в Нижнем Марина Игнатушко уже шестой раз?
Рейтинг проводится раз в два года. Вкратце. Поступают заявки участников. Участвуют в рейтинге только постройки, я так понял, появившиеся за последние два года. Затем проводится опрос архитекторов – через Интернет, или другим способом – аудиторию опрашиваемых формирует оргкомитет (нынче это были 50 молодых архитекторов). Респондентов формируют также на основе опроса.

11 построек, набравших наилучшие оценки – в двух номинациях: общественные здания (6 построек) и жилые здания (5 построек) – становятся претендентами на первое место и предлагаются к рассмотрению экспертами. Это и есть т. называемый краткий шорт-лист. Эксперты – приглашаются для работы из других городов и даже стран. Они не должны быть участниками нижегородского проектного процесса. Фотографии обьектов высылаются им по Интернету или другим способом. Вот эти то эксперты и определяют по одному лучшему зданию – общественному и жилому.

Далее, я так понял, всегда  (исключение - второй рейтинг) организуется тусовка в здании Союза архитекторов Нижнего Новгорода. Здание, надо заметить, большое – 1200 м2. Вестибюль впечатляет пространством. В актовом зале организуется хэппенинг с поеданием торта.

Нынче на тусняк собрались человек 300. Среди них, наверное, половина была молодежь – будущие или начинающие архитекторы.

Да, лучшие здания (два) делаются в виде огромных тортов. Торты вкусные, сам пробовал. И большие. Примерно, метр на метр. Авторы приглашаются на сцену. Надевают фартук, и режут свои дома. Ножиками. Раздают их публике. Публика их сьедает. По поводу поедания можно изречь много разных сентенций.

Этот акт угощения и принесения в своеобразную жертву собственных амбиций, этот процесс дарения своего «детища», и его «поедания» имеет  и что-то от язычества (все мы в России, дикие варвары) и что-то от религиозных жертвоприношений. Есть в этом что-то от сумасшедшей прозы Сорокина или от сюрреализма Пелевина. Эрос, достигаемый каждым через обладание тортом, а значит и творением архитектуры, и Танатос, заключенный в символической кончине сооружения, убиенной самим автором. Происходит сублимация или даже символическое «снятие» накопленной энергии автора. Все по Фрейду.

Правда, над сакральным характером процедуры можно еще поработать. Темный зал, маскарадные костюмы (фартуки, галстуки), элементы шоу – все это присутствует, но на уровне школьного или студенческого вечера, хотя общая канва напоминает церемонию присуждения «Оскара». Это действо можно усложнять и дорабатывать, т.к. благодаря идее потенциал колоссален. Хотя и это очень радует и это уже хорошо. И вообще здорово. Идея гениальна.

Вот это и есть сладкий Горький. Здание в виде торта (грубоватая копия, подобная макету, с цветами на крышах).

И как-то все это получилось литературно, я бы даже сказал, как-то по горьковски (первый писатель реалист, основоположник социалистического реализма, мать его), реализм здания познается через сюрреализм торта. Это истинная популяризация архитектуры – как популистского выбора. Я так понял, что в первом рейтинге было здание, занявшее первое место, с точки зрения простых горожан. И пусть сегодня какие-то параметры выбора изменились, но сама суть восприятия и его отражения в номинациях сохранилась.

Люди, видят наружную оболочку здания, они не видят планы, они не знают про идейные метания, про сложности согласования, про недостатки поставок материалов и замену конструктивных решений. Большинство горожан в миллионном городе никогда не зайдут в данный банк или офис или еще что-либо.

Многие никогда не побывают внутри большинства жилых домов города. Так и умрут в неведении. И не потому, что эти люди инвалиды. Все мы чуть-чуть инвалиды, продукты глобализации и индустриализации. Просто и сейчас наши маршруты однообразны и привязаны по разным причинам к определенным районам города, а знанием всего города могут похвастаться единицы, и то я бы подумал, что это сумасшедшие. Но почти все пройдут или проедут мимо. И где-то в подсознании отложится какое-то мнение. Даже не мнение, а мимолетное впечатление – фиксация – или пробел, если здание не вызывает никаких эмоций.

Вот это и забавно. Что такой рейтинг, в меньшей степени, подвержен профессиональной замороченности. Хотя, в этом и его минус. Ведь все архитекторы по-своему пытаются воспитать зрителя или обывателя. Нельзя идти на поводу у среднего мещанина. У этакого среднестатистического «Козьмы Минина», памятниками которому наполнен город.
Но, в данном случае, награда, в идее торта, очень органично попадает в ряд утилитарно-прикладного восприятия. Т.е. увидел – понравилось – сьел – вкусно. И даже хочется еще.
Эдакая простая истина – инстинкт на уровне собаки Павлова.
Красиво – вкусно – ешь.

Город
А город красивый. И красивый, в том числе, новыми зданиями. Их довольно таки много.
Интересный рельеф. Многообразный. Овраги, низина поймы, возвышенность исторической части города. Освоена река. Красивые сьезды с верхней, возвышающейся его части. Особенно красив спуск, сделанный по приказу царя. Хорошо, что он удался красивым, ведь сейчас мы все в какой-то степени монархисты, как раньше были в той же степени коммунисты. Очень живописна, хотя еще эстетически до конца не осмысленна – стрелка слияния Оки и Волги.

Почему в Нижнем так много хорошей архитектуры. Вследствие чего? Может благодаря личности главного архитектора? В недавнем прошлом – Харитонова. Может сильная архитектурная школа? Хорошо учат. А может, лояльные к архитекторам политики, возглавлявшие регион, и понимавшие, что инвестиции в красоту, это инвестиции в будущее? Немцов и Кириенко. Или – действительно благоприятное местоположение города – историческое и природно-географическое? Само по себе привлекающее инвесторов, капиталы, а значит – позволяющее строить, не так бедно, как в других регионах.

А скорей всего и то и другое. И рейтинг тоже.

Хотите узнать – сладкий ли Горький? И красив ли Верхний в Нижнем? Смотрите, выбирайте, пробуйте сами. На вкус и цвет – товарища нет.

Комментарии
comments powered by HyperComments

статьи на эту тему: