19.10.2008

Город мечты «Зурбаган»

  • Арт

В начале сентября в Крыму (пос. Орджоникидзе) на месте бывшего торпедного завода проходил VII международный архитектурный фестиваль «Города». В роли организаторов выступили Союз московских архитекторов и архитектурная мастерская А. Асадова. В этот раз архитектурный бомонд России строил город мечты — «Зурбаган», вымышленный город, описанный в рассказах Александра Грина

Бывший завод буквально за несколько дней превратился в гигантский лагерь архитекторов. В общей сложности на мероприятии зарегистрировалось около 600 человек.
На пляже двухъякорной бухты появились арт-объекты из дерева и ткани, а на главной заводской площади развернулось масштабное строительство. «Зурбаган» — это, прежде всего, город молодости и веселья. А когда молодость, талант и красота встречаются в одном месте в таком огромном количестве, скучно не бывает.
В старом торпедном цехе «Лотос» каждый вечер выступали московские диджеи, и даже сам БГ приехал с концертом к новоиспеченным «зурбаганцам». Торжественная презентация проектов завершилась десятиминутным фейерверком.
О том, как появилась идея организовать подобную акцию для архитекторов и что из этого получилось, рассказал куратор фестиваля Андрей Асадов:

 

«4room:»: У кого родилась идея организовать фестиваль «Города»?
— Три года назад в Суханове проводился очередной субботник. Нам дали задание от Союза архитекторов придумать интересное решение для местной пристани. Мы решили собрать архитектурную молодежь и совместными усилиями провести первую акцию. Участвовали десять команд, на каждую выделялось по три метра береговой зоны. Таким образом, получилась первая инсталляция — «Город-на-Воде». Всем очень понравилось, ребята стали требовать продолжения. Тогда зимой, все в том же Суханове, прошла вторая акция под названием «Город-на-Снегу», собравшая еще больше участников со всей России.
Третья акция, летняя, проводилась там же, однако, когда наступило время проведения четвертого мероприятия, зимнего, снега в Москве не оказалось. Возникла идея переместить всех в Кириллов, к знаменитому Кирилло-Белозерскому монастырю. Задача состояла в том, чтобы построить «Город-крепость»: команды должны были возвести монастырские башни. Мы думали, что никто не поедет на эту акцию, однако собралось еще больше людей, чем прежде.
С тех пор мы взяли за правило проводить фестиваль два раза в год — в конце лета и в конце зимы. Пятым пунктом назначения стал Байкал. На «Шаман-Город» съехались не только архитекторы из Москвы и Центральной России, но и из Сибири и Дальнего Востока. С тех пор акция стала носить общероссийский характер, а с недавнего времени в мероприятиях начали принимать участие команды Украины и Белоруссии, то есть фестиваль приобрел международный статус. «Зурбаган» — седьмой в истории проведения «Городов».

«4room:»: Существуют ли аналоги подобных фестивалей в мире?
— Что-то подобное есть и в России. Например, аналогичный фестиваль —«Архстояние», в котором мы даже участвовали. Поначалу была некоторая конкуренция, так как оба мероприятия проводились на постоянных площадках. Однако вскоре мы стали устраивать выездные акции, строить объекты в разных местах, и конкуренция перестала иметь смысл. Наши постоянные партнеры — компании Autodesk, Forbo, Duvils Group, Almastone и Armstrong. Они во многом помогают с организацией фестивалей.

«4room:»: Какова цель подобных мероприятий?
— Цель — оторвать архитекторов от мониторов, чтобы они смогли не только что-то спроектировать, но и построить, в данном случае сколотить своими руками. Акция рассчитана в основном на молодых ребят, раз от разу мастерство растет, мы стараемся контролировать уровень работ, ставим определенную задачу. Как правило, лимит выделяемого дерева — один кубометр. Дерево и лед мы закупаем заранее, затем подвозим на строительную площадку. В этот раз задумка заключалась в том, чтобы построить город ветра. Во многих проектах активно использовали ткань.

«4room:»: Чем «Зурбаган» принципиально отличается от других «городов»?
— Прежде всего, это первая выбранная нами территория, где будет возведен реальный город Зурбаган, тот самый, который описывался в произведении Грина. Инвесторы хотят построить на этом месте курорт, поэтому помимо инсталляции мы дали ребятам так называемое домашнее задание — придумать концепцию нового города и предложения для всей территории. Заказчики были рады увиденному. Ребята прислали очень много нестандартных и действительно интересных идей. Все они представлены в нашем «Концепт-Холле». Таким образом, инвесторам пришла идея регулярно устраивать различные фестивали на этой территории, то есть получился некий пиар места. Ведь мероприятие посетило около шестисот архитекторов.

«4room:»: Каким будет следующий город? У вас уже есть идея?
— Идей пока нет, полная неизвестность. Для начала нужно найти какое-нибудь необычное, живописное место. Важным аспектом является наличие заинтересованной принимающей стороны. С организацией акции «Зурбаган» нам помогали городские и местные власти.

«4room:»: А какую акцию можно провести в Петербурге?
— Приглашайте, делайте предложения. Было бы интересно провести следующий фестиваль в зимнее время на Финском заливе или в Карелии...

Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты:

статьи на эту тему: