RSS
09.02.2006

200 лет вместе с Кремлем Определилась программа музейного юбилея

  • Арт

информация:

В Московском Кремле прошла пресс-конференция, посвященная предстоящему празднованию юбилея музеев Кремля. Генеральный директор музеев Кремля Елена Гагарина, научный руководитель кремлевских музеев Алексей Левыкин, руководитель Роскультуры Михаил Швыдкой и начальник управления культурного наследия и науки Роскультуры Анна Колупаева рассказывали прессе о программе торжеств и о месте юбилея в отечественной культурной жизни. А также о том, как именно нарисовалась столь внушительная дата

Официальная дата юбилея – 10 марта: в этот день в 1806 году молодой Александр I подписал указ с тяжеловесным названием "О правилах управления и сохранения во всегдашней целости в Мастерской и Оружейной палате ценностей". Двести лет спустя в этот день в Кремле откроется крупная выставка "Российские императоры и Оружейная палата". А несколько раньше, 7 марта, ожидается торжественный прием с гала-концертом в Большом Кремлевском дворце, куда гостями званы в том числе руководители мировых музеев уровня Лувра и венского Музея истории искусств и где поздравлять музеи Кремля будут президент и патриарх. Церемониальными мартовскими событиями юбилей, впрочем, не ограничится, потому что посвященные ему выставки будут следовать затем вплоть до конца 2006 года. В их числе – "Кабинет драгоценностей Августа Сильного" с практически невыездными сокровищами дрезденских "Зеленых сводов", "Галерея драгоценностей Эрмитажа" с тоже редко выставляемыми ювелирными униками из императорского собрания и драгоценности уже советских владык – на масштабной выставке "Дары вождям". Плюс внушительная программа выставок в регионах и за границей, издательская программа, юбилейные монеты – все, что полагается солидному событию государственного значения.

Однако самыми заветными планами музеев Кремля по-прежнему остаются замыслы расширения выставочных, депозитарных и административных площадей. Один новый выставочный зал, свежеотреставрированную Одностолпную палату Патриаршего дворца публике уже представляли (в ней проходила выставка "Премудрая двоица: патриарх Никон и царь Алексей Михайлович"); видимо, в обозримое время подоспеют и новые экспозиционные помещения в колокольне Ивана Великого и в пристройке Архангельского собора. Этим, надо понимать, резервы "внутрикремлевского" роста и исчерпываются. Так что музеи готовятся к следующему этапу расширения, который должен включать создание новых помещений за пределами Кремля (под это уже выделены площади на Манежной улице, на Волхонке, в Лебяжьем переулке), включая предполагаемое строительство крупного музейного комплекса на Боровицкой площади.

Юбилей, безусловно, призван в том числе и интенсифицировать эти процессы расширения, связанные с масштабным финансированием. То есть откуда отсчитывать историю музея – вопрос буквально десятков миллионов рублей, что принуждает к вопросу дат относиться с известным почтением. Если совсем строго, то нынешнего Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль" до Октябрьской революции, конечно, формально не существовало. Хотя бы потому, что едва ли не самое известное подразделение музеев Кремля – три собора вместе с церковью Ризоположения и ансамблем колокольни Ивана Великого – тогда вовсе не относилось к музейным учреждениям. Музеи Кремля решились тем не менее взять на себя роль преемника Оружейной палаты царской эпохи. И, надо отдать им должное, эту роль они исполняют сознательно и последовательно.

С одной стороны, вчуже это несколько диковинно. Скажем, вроде того, как если бы Государственная дума каким-то чудесным образом узнала бы дату самого-самого первого заседания боярской думы и решила бы по этому поводу справлять многовековой юбилей. Но с другой – в этом есть момент определенной эстетической внушительности. Отечественная власть, как показывает история, всегда напряженно искала прецеденты и основания для того, чтобы декларировать некоторую величавую преемственность. От Августа к Рюрику, от византийских императоров к Владимиру Мономаху, от Рюриковичей к Романовым, от Петра Великого к Екатерине Великой и так далее. Так что когда музей особого государственного значения формирует свою генеалогию по тем же величественным лекалам, это смотрится продолжением большой и славной традиции.

Комментарии
comments powered by HyperComments