Манифест известного архитектора и урбаниста Роберта Геддеса «Fit» — о том, что архитекторы и широкая публика должны в корне изменить свое представление о целеполагании архитектуры и дизайна. Здания, ландшафты и города, по мнению Геддеса, следует придумывать так, чтобы они «соответствовали» — собственной задаче; месту; возможностям, которые появятся в будущем
Манифест архитектора — почтенный жанр, восходящий к самому Витрувию, а в XX веке представленный текстами Ле Корбюзье «К архитектуре» «Тотальной архитектурой» Вальтера Гропиуса. В последнее время он переживает, некоторым образом, второе рождение — на этот раз представая перед публикой в виде небольших, как правило, прекрасно изданных книг, важных для профессионального сообщества, но увы, едва ли сколько-нибудь популярных за его пределами: тут можно упомянуть, например, «Минимум» Джона Посона или манифесты Джона Туми и Петера Цумтора. Собственно, три последние и образуют контекст, в котором следует рассматривать книгу Геддеса с труднопереводимым названием «Fit» и подзаголовком «Манифест архитектора».
В начале книги автор задается вопросом: «Для кого мы строим и с какими последствиями?» Рецензент «LSE Review of books» Эндрю Моллой замечает, что вопрос этот, и сам по себе провокационый, приобретает особое звучание в свете того, что Геддес «обучался архитектуре во времена расцвета модернизма, а к практике перешел в эпоху постмодерна» — при том, что «на счету того и другого множество архитектурных преступлений, в основе которых лежали исключительно благие намерения». Как избежать нежелательных социальных последствий необдуманных архитектурных решений?
Ответ Роберта Геддеса звучит внешне просто: «Нам нужна более всесторонняя (inclusive) архитектура. Она должна соответствовать тому, что есть «здесь и сейчас». Она должна соответствовать возможностям, которые только повявятся в будущем. Она должна соответствовать». Так манифест получает четкую структуру — текст делится далее на три главы: «Архитектура берет начало в природе», «Функция архитектуры — выражение», «Наследие архитектуры — форма», повествующие, соответственно, о прошлом, настоящем и будущем.
Книга эта написана архитектором, сформировавшимся внутри модернистской традиции, однако хорошо отдающим себе отчет в ее недостаточности, — особенно в том, что касается социальной проблематики. Геддес обращается к современной философии и социологии, имея в виду эту недостаточность преодолеть, однако работа против собственных инстинктов архитектора дается ему тяжело. Его действительно интересные наблюдения и способность к крайне нестандартному мышлению едва скрывают старомодную по нынешним временам убежденность в том, что архитектура и дизайн могут изменить общество сами по себе.
Книга эта, тем не менее — обязательное чтение для архитекторов и урбанистов. Относиться к теоретическим выкладкам Геддеса следует с осторожностью — но пройти мимо них никак невозможно.
|