пресса

события

фотогалерея

российские новости

зарубежные новости

библиотека

рассылка новостей

обратная связь

Новости Пресса События События Библиотека Библиотека Библиотека
 
Вержбицкий Ж.М.
Вержбицкий Ж.М.  


Вержбицкий
Жан Матвеевич

 

Родился 2 февраля 1932 года в Ленинграде. Отец - Вержбицкий Матвей Григорьевич (1896-1982), юрист, участвовал в Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войнах. Мать - Тороквей Мария Юрьевна (1910-1986), всю жизнь работала в системе «Ленэнерго», в период блокады Ленинграда принимала участие в оборонных работах. Супруга – Красикова Ирина Александровна (1955 г. рожд.). Сын – Вержбицкий Юрий Жанович (1964 г. рожд.).

Сегодняшний образ Санкт-Петербурга уже не воспринимается без сооружений, возведенных по проектам Ж.М. Вержбицкого. Он автор более 30 архитектурных работ, многие из которых заняли достойное место на центральных улицах и площадях города на Неве и органично вписались в ансамбль его центральной части. Будучи членом Президиума Градостроительного совета Санкт-Петербурга, Жан Матвеевич принимал участие в обсуждении всех значимых проектов 1980-90-х годов.

Творческий путь Ж. Вержбицкого начался в 1957 году, когда его дипломный проект был удостоен первой премии Союза архитекторов СССР на Всесоюзном смотре-конкурсе дипломных проектов среди архитектурных вузов. В Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (1951-57) он прошел школу таких классиков архитектуры своего времени, как академик Е.А. Левенсон и В.И. Кочедамов. Историю архитектуры читал профессор Г.Г. Гримм, а градостроительство - Л.М. Тверской.

После защиты диплома творческая судьба на долгие годы связала архитектора с ведущим проектным институтом родного города - Ленпроектом (позднее - ЛенНИИпроектом). Он начал работать в 3-й мастерской под руководством известного ленинградского зодчего О.И. Гурьева. Здесь он принял участие в проектировании первого и наиболее значительного концертного зала города - "Октябрьского". Впоследствии работа в институте была продолжена в мастерской № 13, которой руководил Народный архитектор СССР, действительный член Академии художеств СССР профессор А.В. Жук. Здесь же Жаном Матвеевичем было задумано проектное решение аэровокзала Пулково.

Судьба предоставила зодчему возможность долгое время проработать бок о бок с представителем старейшей семьи петербургских архитекторов – Л.Л. Шретером. В 1972 году от него к Ж.М. Вержбицкому перешла эстафета руководства 2-й мастерской.

В 1957-60 годы Жан Вержбицкий включился в творческую работу по проектированию универсального концертного зала на 4000 мест под рабочим названием "Невский" (Ленпроект, мастерская № 3). Необходимость возведения такого объекта ощущалась в городе с каждым годом все острее. В авторский коллектив входили: действительный член Академии строительства и архитектуры СССР В.А. Каменский, О.И. Гурьев, Ж.М. Вержбицкий, К.Д. Гербер, инженер-конструктор Н.В.Максимов. В этом составе был завершен технический проект здания.

Ныне Большой концертный зал "Октябрьский" имеет важнейшее градостроительное и смысловое значение. Он располагается в самом центре города, который традиционно является и центром культурной жизни северной столицы.

Фасады здания лишены традиционного для Петербурга архитектурного декора и даже излишней детализации. Внешние формы максимально упрощены – тем самым подчеркивается значимость внутреннего пространства. Тем не менее один из первоначальных вариантов проекта (предложение Ж.М. Вержбицкого) предполагал вынесение колоннады на фасад за линию остекления, что отвечало бы традициям петербургской архитектуры. Тем самым обогащалась его пластическое решение и создавались активные вертикали, визуально уравновешивающие горизонтали междуэтажных членений. С отказом от этого приема более активно стали "работать" не детали, а объемы здания. Роль наиболее визуально привлекательного элемента взяло на себя скрытое за сплошным остеклением трехэтажное пространство фойе. Открытое к площади, оно особенно эффектно в вечернее время, когда объемы здания растворены в вечерних сумерках, а освещенное фойе привлекает своим таинственным и в то же время ярким освещением.

Ж.М. Вержбицкий работал главным образом над интерьерами киноконцертного комплекса и в первую очередь - над организацией пространства зрительного зала. Оно решено в двух уровнях: партер-амфитеатр и балкон. Партер плавно переходит в амфитеатр, создавая оптимальные возможности для восприятия сценического действия из зрительного зала. Удобно решена проблема эвакуации зрителей. Выходы по лестницам расположены как непосредственно в партере (они ведут в фойе и гардероб), так и в торцах зрительного зала. Зрительские выходы организованы из балкона в фойе второго яруса. Комплекс аппаратной расположен под балконом, что позволяет значительно оптимизировать акустические параметры всего зала. Несомненным достижением зодчего явились удивительно гармоничные пропорции зала, что, конечно, сказывается и на его великолепной акустике.

Почти обо всех элементах оборудования зрительного зала можно сказать, что они впервые появились в этом здании. Здесь спроектирован больших размеров экран - шириной 42-48 м с дугой 40 м. Благодаря появляющемуся из-за кулис киноэкрану размером 15х34 м возможно использование панорамной кинопроекции. Оборудование сцены, призванное улучшать акустику зала, несет функцию ее украшения.

Сцена шириной 25 и глубиной 10 м оборудована разнообразными подъемными механизмами, что также было новацией для своего времени. Она может быть увеличена за счет поднимающейся оркестровой ямы, расширяющей сценическое пространство на 50 кв. м. Сама же сцена впервые в стране дополнена специальными транспортерами, благодаря которым появлялась возможность обогатить режиссуру сценических постановок. Трансформация сцены делает возможной акустическую настройку разных параметров звука, широта диапазона которого одинаково хорошо позволяет проводить эстрадные концерты с применением звукоусиливающей аппаратуры и выступления камерных симфонических коллективов. Электроорган позволяет использовать возможности органной музыки.

При проектировании освещения интерьеров как зрительного зала, так и фойе использован прием преимущественно отраженного света в сочетании с ленточным, точечным и лишь в некоторых случаях (фойе) - светильников, выполненных по индивидуальному проекту и не нарушающих общего замысла световой партитуры.

Удачно функциональное решение здания, очень удобного в эксплуатации, о чем говорит его персонал. На первом этаже размещается гардероб, помещения администрации и просторный вестибюль, на втором - вход в амфитеатр зрительного зала. С балкона двусветного фойе организован вход на балкон. Со стороны Греческого переулка расположены помещения для артистов и обслуживающего персонала.

Петербуржцы еще помнят времена, когда на месте зала находилась церковь св. Дмитрия Солунского (архитектор Р.И. Кузьмин, 1861-66) - одна из последних, разобранных в годы хрущевской «оттепели». Справедливости ради надо сказать, что первоначальное градостроительное предложение предусматривало сохранение уникального памятника архитектуры - первого храма византийского стиля в Санкт-Петербурге. Объем концертного зала предполагалось разместить по оси Лиговского проспекта. В этом случае возводимое здание замыкало бы перспективу Лиговского проспекта и хорошо было бы видно со стороны площади Московского вокзала. В парке неподалеку от храма располагался бы только небольшой кассовый павильон. Как известно, был принят другой вариант, не предусмотренный в ранних предложениях: храм сносился, а на его месте, почти по оси улицы Жуковского, возводился объем зала.

Прием светового объединения пространств интерьера доминирует в другом крупном проекте, над которым архитектор работал в 1965-73 годах. Здание пассажирского аэровокзала Пулково (архитекторы А.В. Жук, Ж.М. Вержбицкий) - пока единственные воздушные ворота Санкт-Петербурга - относится к числу важнейших в градостроительном значении, раскрывающих образ города.

При проектировании здания аэровокзала необходимо было учесть жесткие функциональные требования к проектированию зданий этого типа и при этом создать яркий запоминающийся художественный образ. При этом здание не могло быть слишком высоким для создания выразительного силуэта, действующего на окружающее пространство. Как бы контрастируя с невольно присутствующими горизонталями, некой «распластанностью», авторами проекта дана подчеркнуто вертикальная расстекловка верхнего яруса здания. Но наиболее сильным акцентом, уравновешивающим горизонтальное движение форм, служит ряд световых фонарей, берущий на себя организацию запоминающегося силуэта. Появление в композиции здания активных световых вертикалей продиктовано необходимостью освещения внутреннего пространства аэровокзала. В интерьере световые потоки, льющиеся даже ночью, пронизывают здание сверху вниз.

Как и в предыдущем проекте, здесь использованы разнообразные типы освещения: прямой и широко примененный отраженный свет, точечное освещение галерей и балконов. Жесткость функциональной структуры здания нивелируется за счет криволинейных очертаний мощных световых проемов и выведенных в интерьер лестничных маршей. Благодаря ясной продуманной структуре здания, основанной на принципе симметрии, оно удобно в эксплуатации.

После завершения работы над зданием аэропорта Пулково, Ж.М. Вержбицкий строит в самом центре города, на Петроградской стороне. В течение 10 лет здесь были возведены три здания: новый корпус Петроградской АТС (1972-75), административное здание на Большой Монетной улице (бывший Петроградский районный комитет КПСС, 1977-80) и Дом цветов (1972-82).

При работе над этими проектами зодчий ставил перед собой цель органичного включения новых зданий в исторически сложившуюся городскую застройку. В каждом из трех случаев автор проектов нашел разные решения этой задачи.

Новый корпус телефонной станции - лаконичный четырехэтажный объем, пристроенный к старому зданию, выходит фасадом в небольшой парк на Большой Пушкарской улице. Ограниченная этажность, изящное вертикальное членение фасадов с удачно найденными пропорциями делают новое здание не спорящим с окружающей застройкой и соответствующим ее масштабу.

По-иному эта задача решена в здании на Большой Монетной. Фасад спроектирован с отступлением от красной линии, благодаря чему перед зданием образуется своеобразный внутренний дворик. С обратной стороны объем также окружен деревьями. Его габариты сомасштабны окружению. Главный фасад здания выражает его внутреннюю структуру: три арки на его фасаде отвечают фойе первого этажа и объему зрительного зала на 650 мест, который доминирует во внутренней планировке. С окружающей застройкой дом роднит не только использование трехчастной аркады со сдвоенными колоннами, но и форма кровли, отвечающая покрытиям соседних строений.

Прием отступления от красных линий в глубь квартала и принцип соответствия масштаба нового строительства окружающей застройке сохранился и при возведении Дома цветов на Каменноостровском проспекте. Усложненная фасадная пластика не контрастирует, а находится в гармонии со сложной детализацией окружающей застройки. Разные по функциональному назначению объемы - для деловых переговоров, выставок, научных экспериментов, обучения - имеют разное ритмическое построение фасадов. Двухэтажный выставочный корпус - крупный шаг сложных пилястр и двухчастное членение фасадов со сплошным остеклением. Семиэтажный корпус - более мелкая расстекловка и большая детализация фасада, соответствующая расположенному рядом дому, построенному в 1899-1906 годах (арх. Ф.И. Лидваль). В то же время этот объем по своей пластике, ритму и детализации - переходное звено от ритма жилого дома Ф.И. Лидваля к укрупненному масштабу общественного здания.

Архитектор тактично отступил фасадами здания в глубь квартала, чтобы открыть зрителю, идущему по проспекту, панораму фасадов Малой Посадской улицы. Этот прием создал перед Домом цветов небольшую площадь, на которой со временем может появиться памятник одному из видных деятелей культуры Санкт-Петербурга.

В северной части города находится Дом культуры "Светлана". Почти все его планировочное решение основано на криволинейных очертаниях. В целом симметричный главный объем венчает асимметричное основание, облицованное по фасадам естественным камнем. Архитектурное решение было продиктовано следующими главными обстоятельствами: расположением Дома культуры в парковой зоне у пересечения проспектов Ф. Энгельса и М. Тореза, отсутствием требования "привязки" к масштабу окружающей застройки, необходимостью сочетания закономерностей, присущих парковой застройке и в то же время крупным общественным зданиям. Выбранное архитектурное решение позволило органично включить культурный комплекс в окружающий ландшафт и одновременно задать необходимый масштаб, позволивший ему стать одной из доминант этого района города. Создание необходимой в данном случае высоты было достигнуто за счет оригинального приема: репетиционный зал расположен над сценической частью комплекса.

Для этого эдания, как и для большинства других проектных решений Ж.М. Вержбицкого, свойственны исключительно верно найденные пропорции всех пространств: зрительного зала на 2200 мест, фойе, вестибюлей. Пространства интерьеров не замыкаются в себе, а стремятся к движению, переводя посетителя из вестибюля в фойе, из фойе - в зрительный зал. Зрительное пространственное движение сопровождается световой динамикой. Особенно роль света как в интерьере, так и во внешнем облике здания ощущается вечером, когда архитектура света служит для зрителя ориентиром в полумраке окружающего парка.

Опыт проектирования театрального пространства был обобщен в монографии Ж.М. Вержбицкого "Принципы свето-пространственной композиции театрально-зрелищных зданий" (Л., 1989).

Одним из наиболее интересных проектов последнего времени является замысел жилого дома на пересечении Кронверкского проспекта и Введенской улицы. Знание особенностей исторической среды конца XIX - начала XX века, как и большой творческий опыт зодчего привели к тому, что представленный на конкурс проект получил первую премию. Объем здания органично вошел в окружающую застройку, отвечая ее масштабу и не вступая в противоречие с ней своими традиционными для Петербурга формами. Пересечение двух улиц удачно акцентировано невысокой башенкой классической стилистики. Этот прием типичен для застройки городских кварталов Петербурга. Единственное, что "выдает" время создания проекта, - масштаб аркады первого этажа, соответствующий задачам общественного здания. Но в данном случае это оправдано: на первом этаже находятся магазины и другие помещения общественного назначения.

Свет всегда исполняет едва ли не определяющую, доминирующую партию в симфонии пространств, созданных архитектором. В композиции здания аэровокзала Пулково пять световых объемов, выявленных во внешнем облике и составляющих своеобразие его композиции, освещают залы всех этажей. Свет, льющийся сверху, пронизывает весь объем и создает приподнятое, праздничное настроение. Фойе концертного зала "Октябрьский", Дома цветов открыты высокими остекленными пространствами своих интерьеров пространству улиц и площадей города, объединяя, в известном смысле, новые интерьеры с исторически сложившейся декоративно насыщенной исторической средой города. Интерьеры Ж.М. Вержбицкого всегда созвучны исторической застройке, среди которой они находятся, демонстрируя трепетное отношение их автора к традициям архитектуры Санкт-Петербурга.

Ж.М.Вержбицкий - автор ряда монументов в Санкт-Петербурге и Москве: памятника архитектору В.П. Стасову у Троицкого храма на Измайловском проспекте (скульптор - Заслуженный художник РСФСР М.Т. Литовченко); памятника П.И. Чайковскому в Таврическом саду (скульптор - Народный художник РСФСР, академик Б.А. Пленкин). К юбилею композитора был сделан также проект памятника на Театральной площади. Установлено несколько памятников над местом погребения деятелей русской культуры: потомка А.С. Пушкина профессора А.С.Данилевского на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге, Народной артистки СССР А.К. Тарасовой и генерала А.С. Пронина в Москве.

Ж.М. Вержбицкий является постоянным участником архитектурных конкурсов. В его творческом арсенале - проект гостиничного комплекса и планировки площади А. Невского (первая премия, 1965), проект памятника героическим защитникам Ленинграда в Великой Отечественной войне, Дома Советов в Волгограде и станции метро Василеостровская (первая категория, 1966), проект концертного зала в Тбилиси, проект жилого комплекса у пересечения Введенской улицы и Кронверкского проспекта (первая премия, 1997) и другие.

В 1970-90 годах Ж.М. Вержбицкий выполнил проекты здания ЛенНИИпроекта, культурно-спортивного центра Выборгской стороны, Мемориального комплекса жертвам войны для ПО "Большевик", гостиницы на 300 мест для объединения "Светлана", девятиэтажного жилого дома. Одна из последних работ - Полежаевский парк с храмами основных российских религиозных конфессий. Для кафедрального собора в Петрозаводске создан проект иконостаса, который решает интерьер этого исторического здания.

В творческом багаже зодчего имеются значительные градостроительные проекты, такие как, например, планировка Московской площади. Много интересных градостроительных находок было сделано при работе над проектными предложениями по планировке и благоустройству северных районов города - квартала 46-а севернее Муринского ручья, комплексной реконструкции проспекта Ф. Энгельса, планировки и застройки проспекта Просвещения.

В научных работах, обобщающих свой творческий опыт, главное внимание Ж.М. Вержбицкий уделяет выразительным средствам архитектуры, играющим ведущую роль в его проектах: выразительность пространств, их световое решение, жизнь нового здания в исторической среде. Творческий опыт зодчего обобщен в нескольких небольших монографиях: "Принципы свето-пространственной композиции театрально-зрелищных зданий", "Композиционная целостность новых общественных зданий в историческом городе" и "Архитектурная культура" (СПб., 1998).

Наряду с проектной и научной деятельностью Ж.М. Вержбицкий отдает много сил и времени передаче своего опыта начинающим зодчим. В 1966-68 годах он преподавал в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В.И. Мухиной. В 1976 году Жан Матвеевич был избран на должность доцента кафедры архитектурного проектирования Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. С тех пор - вплоть до сегодняшнего дня - его творческая судьбы оказалась связанной с этим старейшим художественным учебным заведением России. Здесь он возглавил персональную творческую мастерскую, в которой и сегодня руководит курсовым и дипломным проектированием. Из его творческой мастерской вышло более 150 архитекторов-художников. В 1980 году он переходит из ЛенНИИпроекта на постоянную работу в институте. В 1985 году он был назначен на должность проректора по научной работе, в 1992-м утвержден в звании профессора.

Как подлинный зодчий, Ж.М. Вержбицкий великолепно владеет техникой живописи и графики. Его произведения регулярно участвуют в художественных выставках в Институте имени И.Е.Репина, в других экспозициях. Как правило, свои проектные предложения архитектор сопровождает графическими листами. Уверенно очерченный архитектурный пейзаж или антураж, перспективные изображения интерьеров подчеркивают не только характер архитектурных решений, но и раскрывают эмоциональную окрашенность пространственных построений проекта.

Графическое творчество зодчего имеет и самостоятельное значение. Он работает в жанре портрета, натюрморта и, конечно, пейзажа. Графические листы передают разнообразные состояния петербургской природной и архитектурной среды. Как правило, каждое произведение эмоционально окрашено. Те состояния души, которым не всегда можно найти выражение в архитектуре, живут в акварелях и графических произведениях зодчего.

Творчество Ж.М. Вержбицкого во всех его проявлениях неотделимо от традиций петербургской архитектуры. Не только понять, но и почувствовать их характер и передать в своем творчестве - в этом, наверное, состоит главное достоинство каждого петербургского зодчего, которому выпало счастье строить в северной столице. Это представляет тем большую ценность, чем сложнее было отстаивать приоритеты образного, художественного начала в зодчестве в то время, когда, казалось, аргументы творческого человека имели отнюдь не первостепенное значение. Ж.М. Вержбицкий во всех областях своего творчества остается человеком, живущим традицией подлинного зодчества, где первую скрипку всегда играет его величество искусство.

Жан Матвеевич Вержбицкий - Заслуженный архитектор СССР (1990), лауреат Государственной премии СССР (1974, за проект аэровокзала Пулково), член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, член-корреспондент Международной академии архитектуры, кандидат архитектуры, профессор.

Живет и работает в Санкт-Петербурге.

Книги, монографии, диссертации
Статьи
Глава 1. Архитектура в системном строении культуры // Архитектурная культура. Искусство архитектуры как средство гуманизации «второй природы». СПб., 1998
Глава 2. Архитектура как ценность // Архитектурная культура. Искусство архитектуры как средство гуманизации «второй природы». СПб., 1998
Глава 3. Метафизические универсалии архитектурной культуры // Архитектурная культура. Искусство архитектуры как средство гуманизации «второй природы». СПб., 1998
Глава 4. Искусство архитектуры как средство гуманизации строительства // Архитектурная культура. Искусство архитектуры как средство гуманизации «второй природы». СПб., 1998
Заключение (Архитектурная культура...) // Архитектурная культура. Искусство архитектуры как средство гуманизации «второй природы». СПб., 1998

Искать книги автора в сетевых магазинах

 



Рейтинг@Mail.ru
Copyright www.archi.ru
Правила использования материалов Архи.ру
Правовая информация
архи.ру®, archi.ru® зарегистрированные торговые марки