Базилика Максенция

Базилика Максенция на плане римского Форума привлекает внимание своими размерами. Мощными бетонными сводами была перекрыта площадь в 6000 кв. м. Центральное продольное пространство (неф) замыкается апсидой. С противоположной стороны к базилике примыкает длинный и относительно узкий вестибюль – род нартекса.

Помимо базилики Максенция в Риме существовали еще также очень большие по размерам базилики: Эмилия, Юлия, Ульпия. Но эти базилики существенно и принципиально иные, чем базилика Максенция. Своды ее центрального нефа покоятся всего на четырех внутренних опорах, базилики же Эмилия, Юлия и Ульпия членятся на нефы десятками колонн. Генезис формы этих базилик, очевидно, связан с перистильными композициями, периптером и его интерьером. Базилика же Максенция не следует этому пути развития и столь же очевидно связана с относительно новыми типологическими формами. Опереть своды на широко расставленные опоры оказалось возможным в связи с использованием крестовых сводов, получивших в Риме широкое распространение. В частности, при помощи большого масштаба крестовых сводов перекрывались центральные залы римских терм.

Для уяснения архитектурных форм базилики Максенция, равно как и Пантеона, нет необходимости привлекать небольшие и неточно датируемые памятники Сирии и Малой Азии. На наш взгляд, как базилики, так и Пантеон являются продуктом чисто римской строительной культуры.

Строительство базилики было самым крупным предприятием Максенция, который за пять лет своего правления успел сделать очень много для блеска и красоты императорского Рима. Если конструктивной, а равно и архитектурной особенностью Пантеона является купол невиданных ранее размеров, то базилика замечательна гигантского размера крестовыми сводами.

Надо сказать, что в конструкциях опор, на которых покоились крестовые своды базилики, наблюдается некоторая странность. Дело в том, что основания сводов поддерживались кронштейнами, выступающими из торцов могучих поперечных стен боковых нефов. Эти стены членят малые нефы на три части и несут превосходные кессонированные коробовые своды. Странность заключается в том, что эти кронштейны подперты мощными гранитными колоннами, которые сами по себе могли бы выдержать нагрузку от сводов без каких бы то ни было кронштейнов, а кронштейны, по-видимому, могли бы удержать своды без всяких колонн. Некоторые авторы высказывают предположение, что эти колонны были чисто декоративными, имея в виду, что их можно убрать, не обрушив своды. Однако это утверждение вряд ли справедливо, ведь передавая очень большую нагрузку от огромного бетонного свода через посредство кронштейна на торец поперечной стены нельзя было рассчитывать, несмотря на ее монументальность, на статическое равновесие при неравномерной осадке этой стены. В связи с несимметрично расположенной сосредоточенной нагрузкой от свода и были установлены колонны, способные принять на себя всю тяжесть свода, стена же работала благодаря этому нормально и в то же время воспринимала тот распор, который мог появиться в связи с теми или иными деформациями свода. (Высказанное суждение следует проверить на основе детального изучения конструкций сооружения и его фундаментов).

Заметим здесь же, что если мы правы и римские зодчие действительно осознали статические особенности работы монолитной стены с вплотную к ней примыкающей каменной колонной, то это могло бы пролить свет на смысл, рождение и генезис многих архитектурных форм позднеримской, византийской, а вслед за ней романской архитектуры.

С приходом к власти императора Константина базилика Максенция была закончена. Однако ее композиция была переосмыслена и в результате сооружена дополнительная апсида по поперечной оси сооружения. В этом сопоставлении продольной и поперечной осей можно видеть зачатки идеи центричной композиции типа крестово-купольных базилик Византии.

Анализ основных соразмерностей плана базилики Максенция дает следующие результаты.

Ширина базилики изнутри равна 200 г. ф., при ширине каждого поперечного нефа 100 г. ф. Именно этот размер является исходным размером построения архитектурной формы базилики.

Соотношение ширины базилики и ее длины в интерьере равно отношению стороны квадрата и его диагонали. Эти соотношения в сопоставлении друг с другом определяют толщину опорных пилонов.

Ширина малых боковых нефов и среднего нефа соотносится как .

Соотношение ширины базилики, измеренной извне по нартексу, с ее полной длиной равно .

Приведенные соразмерности, как Пантеона, так и базилики Максенция свидетельствуют о практическом применении трактата Витрувия и о самом методе творческого труда римского зодчего.

Напомним, что трактат Витрувия относится к 40-20 годам I века до н. э. Античных рукописей до наших дней не дошло. Пятнадцать известных списков труда Витрувия датируются IX-XI вв., а еще целый ряд списков относится к XIII-XV векам. Это свидетельствует, что античная теория архитектуры не теряет своего значения для позднего Рима, Византии и всего Средневековья.

Витрувий говорит не только о наличии соразмерностей сооружения, но и методе его начертания в определенной последовательности. Необходимо вчитаться в текст Витрувия. Он говорит, что “ихнография есть надлежащее и последовательное применение циркуля и линейки для получения очертаний плана на поверхности земли” (книга I, гл. II, п. 2). Нетрудно увидеть прямое противоречие: Витрувий говорит о циркуле и линейке и одновременно о поверхности земли, на которой устанавливаются контуры сооружения уже в натуральном масштабе, для чего никакие циркуль и линейка уже не годятся. В этом случае необходим достаточно большой шнур. Очевидно, сказанное Витрувием равно относится к проектированию, составлению чертежа, и к разбивке сооружения уже на строительной площадке.

Мы должны обратить внимание на последовательность построения формы сооружения и конечно, прежде всего, на первое звено построения: "Соразмерность есть ... соответствие отдельных частей всего целого одной части, принятой за исходную" (там же, п.4).

Исходная для всего построения величина, очевидно, устанавливается по заданию заказчика в силу тех или иных "внешних" причин и соображений. (В современной практике это – "плановое задание", нормы и габариты оборудования... Иначе говоря, современный нам архитектор имеет дело с множеством нормативов, что и обусловливает его тщетные попытки гармонизации форм возводимого здания.)

Храм Софии в Константинополе

Храм Софии в Константинополе, сооруженный в эпоху Юстиниана зодчими Анфимием из Трала и Исидором из Милета в 532-537 г.г., являлся своего рода палладиумом, религиозно-идеологическим центром великой Византийской империи, наследовавшей древнему Риму и даже объединившей на некоторое время весь Средиземноморский мир.

Купол, покоящийся на четырех опорах посредством треугольных парусов или пандативов, а иногда и тромпов, был важнейшей типологической и конструктивной формой, характерной для византийского храмостроения. (Строительство базиликальных храмов без купола также имело место в ранний период истории Византии, но в последствии не было распространенным.)

Именно эта конструктивная форма купола на пандативах была положена в основу архитектурного замысла при строительстве уникального храма – храма Софии Премудрости Божией. Сферический купол как нельзя лучше подошел для символической, образной характеристики христианского храма. Купол Софии принципиально отличен от купола Пантеона. Рим создает мощный, конструктивно понятный купол, Византия же лишает купол Софии массы и веса – это небосвод над интерьером храма .

В храме Софии именно на куполе было сосредоточено все внимание зодчих. Вполне закономерно купол явился исходной формой, которая в последующих построениях определила меру всех соразмерностей сооружения. По терминологии Витрувия, размеры купола явились "исходным размером", но не тектонических форм сооружения, а размеров куполов, образующих своего рода "гармонию сфер". Купол лишается массы и веса, повисает над головами молящихся своего рода небосводом.

Зодчие разрабатывают структуру и гармонию не конструктивной оболочки, а пространства интерьера. Квадратный в плане центр храма перекрывается куполом, в основании которого кольцо света — часто расположенные окна вовсе лишают купол массы и весомости. Треугольные паруса, которым надлежит передать тяжесть купола на столбы, повисают как бы без нагрузки и делают свое дело незримо: столбы не обозначены в интерьере, а прячутся за стенами, облицованными мрамором, рисунок которых как бы подчеркивает легкость и невесомость самой стены.

Пространство центральной части храма развивается по оси восток - запад полуциркульными "апсидами" того же радиуса, что и центральный купол. Восточная и западная грандиозные "апсиды" в свою очередь членятся каждая тремя меньшими апсидами. В результате перед посетителем развертывается хотя и сложное, но ясное по структуре и форме перекрытое куполом и полукуполами гармоничное пространство храма с оболочкой, лишенной материальности. Такой принцип ограждения пространства храма зрительно предельно легок, к тому же своды покрыты сияющими золотым фоном мозаиками.

Обратим внимание прежде всего на горизонтальную проекцию купола в плане сооружения. Это точный круг, вписанный в квадрат. Но купол получил со временем искаженную форму. Имеющиеся отклонения объясняются разрушениями и восстановлением купола, а так же деформациями, которым подвергалось сооружение в силу имевшего место распора или сейсмических толчков. За длительный срок существования храма причин для искажения формы купола имелось немало. По замыслу купол сферический и в плане очерчивается окружностью. Первоначально это так и было.

Основание купола лежит на "кольце", образованном смыкающимися грандиозными парусами-пандативами, посредством которых тяжесть купола передается на четыре опоры. В настоящее время купол имеет диаметр, равный в направлении восток - запад 31,24 м и в направлении север - юг – 33,04 м(22). Обмеры разрезов храма Св. Софии фиксируют значительные отклонения стен от вертикали(23).

Первоначальный купол, упавший во время землетрясения, был выполнен как продолжение сферической поверхности парусов и таким образом был менее чем полусферой и более плоским, чем купол, сооруженный позднее. Мы же должны, устанавливая диаметр первоначального купола, приравнять его стороне подкупольного квадрата, измеренного по основанию стен. Стороны подкупольного квадрата по вышеупомянутому обмеру равны удивительно точно 30,8 м.

В итоге мы с полной достоверностью устанавливаем, что купол храма Св. Софии имел диаметр 100 г. ф., что подтверждает ранее сделанный нами вывод.

 Любопытно проследить, что если диаметр купола храма Св. Софии равен 100 г. ф. (30,8 м), то купол храма Сергия и Вакха, а также храма св. Ирины, приравнены 50 г. ф. Среди византийских храмов можно встретить примеры такого размера диаметра главного купола, который выражен в округлом числе того же г. ф. Например, диаметр купола ц. Св. Андрея в Суде VI в. (Коджа Мустафа-паша Джами) равен 20 г. ф. (6,16 м), диаметр купола ц. Петра и Марка IX в. (Аттик Джами) – 15 г. ф. (4,6 м), диаметр купола ц. Марии Панохранты монастыря Липса X в. (Фенари-Исса) – 12 г. ф. (3,7 м), ц. Спасителя Пантепойта XI в. (Эски Имарет Меджиди) – 15 г. ф. (4,6 м), ц. Св. Иоанна в Труле XII в. (Ахмет паша Меджиди) – 12 г. ф. (3,7 м) и т. п(24).

В византийском храмостроительстве существовала устойчивая традиция, следуя которой зодчий или ктитор, приступавший к возведению храма, устанавливая его модульный размер, исходили из уже существовавших храмов и, прежде всего из размеров центрального купола.

Начиная анализ с измерения купола, а затем и несущих его столпов, мы следуем издавна установившимся традициям византийского зодчества.

Прекрасным свидетельством тому, что подобная последовательность построения соразмерностей храма действительно имела место при составлении чертежа или разбивки плана в натуре, служит стихотворение Константина Родосского (или Родия) – византийского писателя, жившего в Х веке(25). В тексте этого стихотворения дано отчетливое описание строительства ц. Двенадцати Апостолов в Константинополе, буквально в той же последовательности, как мы предполагаем.

Оно начинается с описания, как на строительной площадке определяется центральный подкупольный квадрат, как вслед за тем устанавливается положение четырех столбов по углам этого квадрата. Дается ему наименование "мезомфалос" (m e s o m j a l o d ), что значит "сердцевина", "средоточие". В стихотворении подчеркивается первостепенное значение главного купола с изображением Христа.(26)

Продольная ось храма ориентирована на восток - запад, поперечная — на юг – север (схема соразмерностей 1). Заметим, что в христианском храмостроительстве ориентация восток - запад выдерживается не очень точно. Возможно, что продольная ось храма устанавливалась в направлении восхода солнца на время закладки фундаментов храма, к тому же обусловленного контуром горизонта на месте строительства. Храм Св. Софии ориентирован с отклонением на юг примерно на 40° (!).

Затем мы должны определить положение квадрата, имеющего сторону, равную проектному диаметру центрального купола и описанного около круга, являющегося его горизонтальной проекцией

Границы всего храма в интерьере определяются при помощи построенного нами квадрата и его диагоналей. Продольный размер определяется весьма точно полудиагональю исходного квадрата. Поперечный размер также очень точно – диагоналями его половины. В результате мы получаем план храма в целом весьма близкий к квадрату, но несколько отличающийся от него. Математическое выражение в цифрах этой пропорции довольно сложно, что и доказывает геометрическое происхождение этой соразмерности.

Если сторона исходного квадрата равна 100, то продольный размер храма будет равен , а поперечный . Следовательно, отношение сторон равно . Подобное построение мы можем проследить в плане некоторых других византийских и русских храмов. Это очень тонкое, нюансовое отношение надо при последующем анализе, что называется, "взять на вооружение".

Интересно отметить, что при таком построении боковых нефов поперечные размеры храма и соотношение сторон те же, что и у Парфенона. Иначе говоря, храм Св. Софии может служить "футляром" для прославленного храма античности. Что это – случайность, преднамеренное подражание или следствие общего метода построения архитектурной формы? Об этом можно только гадать.

Апсиды, покрытые полукуполами, имеющими тот же диаметр, что и главный купол, фланкируют его с востока и запада, принимая на себя возможный распор. Центры апсид отступают на 1/6 радиуса купола. Этот размер определяет толщину подпружных арок, оставшихся так и не выявленными, которые без раскреповки переходят в полукупола больших "апсид". (Именно этот размер был ранее определен нами ошибочно на основании неточного чертежа храма.)

Алтарный проем в восточной апсиде и равный ему проем с запада, в котором размещается центральный вход, определились стороной квадрата, вписанного в полукружие, очерчивающее большие апсиды.

Центральное звено боковых нефов приравнено стороне квадрата, вписанного в окружность – горизонтальную проекцию центрального купола. Тем же построением определяется аркада в подпружных северной и южной арках, а так же внутренняя грань опорных пилонов.

Крайние восточные в западные звенья боковых нефов приравнены 1/4 части длины храма. Тем самым установлена толщина пилонов.

Ширина малых нефов приравнена половине ширины центрального нефа. Соотношение, ставшее традиционным и ранее наблюдавшееся у базиликальных сооружений.

Малые полуциркульные своего рода экседры или конхи, перекрытые полукуполами, очерчиваются радиусом, равным радиальным размерам парусов в плане. Алтарная апсида очерчена тем же радиусом, что и "конхи".

Чем вызвано, что стены храма имеют разную толщину, остается необъяснимым, хотя благодаря этому отношение длины и ширины храма, измеренных изнутри, оказалось равным отношению длины и ширины храма, измеренных извне (не считая нартексов).

Ширина внутреннего нартекса приравнена ширине малых нефов. Внешний нартекс, сооруженный впоследствии, имеет ширину в отношении к ширине внутреннего нартекса в "золотом сечении".

Нартексы несколько меньше полной ширины храма (и приравнены с очень небольшом приближением удвоенной стороне подкупольного квадрата), что соответствует отношению ширины храма, измеренной в пределах нартекса, и его длины как .

"Ихнография" плана получает тем самым прекрасную иллюстрацию. Начальное звено построения – стофутовый купол и конечная форма плана определяются отношением (схема соразмерностей 2), что полностью соответствует указаниям Витрувия.

Вертикальные размеры храма по традиции устанавливаются непосредственно из размеров плана сооружения. Традиция эта появилось из трудностей, возникающих при построении иррациональных геометрических отношений в вертикальной плоскости. Конечно, подобные трудности для изощренных геометров, какими были Исидор и Калликрат не слишком значительны, но традиция есть традиция. При становлении плана сооружения, его разбивке и закладке фундаментов происходит "рождение" постройки, как говорит Барбаро, комментируя Витрувия(27).

Изображение фасада или внутреннего вида здания, сооружения, должно соответствовать плану, ибо в противном случае вещь рождающаяся и вещь растущая вверх, не будут одним и тем же. Это суждение означает, что при построении вертикальных размеров сооружения приходится искать им соответствия в размерностях плана.

Первоначальный купол храма обрушился. Предполагается, что он был гораздо более плоским и имел радиус кривизны тот же, что и паруса. (И в этом случае радиус кривизны купола был бы тот же, что и у Пантеона в Риме.) Но это, однако, не означает, что радиус купола в его основании сколько-нибудь отличался от 100 г. ф. Купол, который существует сейчас, придает храму высоту, приравненную 3/4 от его полной длины без апсиды.

Основание купола или кольцо смыкающихся парусов расположено на высоте, соотносящейся к стороне подкупольного квадрата как .

Вторым важнейшим размером в разрезе храма является высота, на которой покоятся: пяты подпружных арок, основания восточного и западного полукуполов, а также полукуполов, перекрывающих малые апсиды и алтарного и, соответственно, входного свода. Основание всех этих арок и сводов расположено на высоте в отношении к пролету подпружных арок или диаметру купола (100 г. ф.) как .

Таким образом, пролет подпружных арок соотносится с их высотой как . Напомним, что отношение получило в византийской и древнерусской архитектуре большое распространение, возможно в связи с близостью его к решению задачи удвоения куба , а также к отношению двойного золота .

Эти немногие данные определяют основные размеры сооружения по высоте.

Проведенный анализ соразмерностей Софии Константинопольской – этого удивительного, своеобразного, прекрасного храма Византии, дает возможность обратить внимание на значение труда Витрувия для архитектуры Византии.

Храм Софии в Салониках

Храм Софии в Салониках сооружен через два века после Константинопольской Софии. Уже нет речи о воздушном геометризме, о нематериальности и невесомости архитектурных конструкций. Если у храма Константинопольской Софии мы измеряли пространственные построения, то теперь у Софии в Салониках купол покоится на четырех мощных сводах, которые лежат на четырех массивных пилонах, их размеры мы и должны определить.

Ц. Софии в Салониках является дальнейшим и надо сказать далеко ушедшим от прототипа, каким является храм Софии Константинопольской, образцом византийской церкви. В ней мы еще не видим сформировавшегося типа крестово-купольной постройки, однако, узкие поэтажные арочные проемы в массивных пилонах уже являются своего рода обходным кулуаром, а пилоны в плане приобретают вид четырех подкупольных столбов. Конечно, этот храм не одинок, формирование типа крестово-купольного храма, а равно и крестового храма иллюстрируется рядом интереснейших сооружений той же эпохи, как, например, Календер Джами в Константинополе, ц. Успения в Никее и др.

Ста футам у храма Софии в Салониках приравнены полная ширина храма в интерьере от южной до северной наружных стен. Диаметр центрального купола в три раза меньше диаметра купола Софии Константинопольской. Соответственно куполу сторона подкупольного квадрата равна 33,33 г. ф.

Внутренняя грань западной стены устанавливается диагональю подкупольного квадрата, восточная стена, определяющая положение апсид, устанавливается той же диагональю за вычетом стороны подкупольного квадрата.

Размеры четырех подкупольных столбов определяются окружностью, описанной вокруг подкупольного квадрата. Это построение получило впоследствии и в древнерусской архитектуре очень широкое распространение. Сторона больших опорных пилонов с арочным проемом определяется диагональю подкупольного квадрата за вычетом радиуса центрального купола.

Южная и северная боковые ветви крестовой в плане центральной части храма приравнены 1/3 стороны подкупольного квадрата. Западная ветвь креста приравнена 2/3 стороны подкупольного квадрата.

Ширина обходного нефа приравнена 1/3 ширины центрального крестообразного пространства в пределах его угловых пилонов. Боковые нефы в сумме со столбами приравнены стороне подкупольного квадрата.

Наружные стены имеют толщину, приравненную к стороне квадратных столбов.

Глубина алтаря приравнена стороне подкупольного квадрата.

Ширина сооружения, измеренная извне, и его длина, соотносятся как .

Три апсиды несколько уже храма и не соответствуют его нефам, что может быть объяснено желанием зодчего придать ширине и длине храма более контрастное соотношение, в данном случае приравненное золотому сечению.

Проследить многовековую эволюцию развития архитектурных форм в Византии с точки зрения строительного ремесла, математического вооружения зодчих было бы, конечно, очень интересно и явилось бы далеко еще не исчерпанным источником наших знаний о византийской науке и культуре. Но это большой, капитальный труд. Мы же спешим проследить "эстафету" архитектурной культуры от одного памятника до другого. В данном случае храм Софии в Салониках, как мы считаем, является отнюдь не соседним, но звеном цепи преемственности, связывающей русскую архитектуру XI века с Византией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Базилика Максенция

Базилика Максенция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Базилика
Максенция. Схема соразмерностей.

Базилика Максенция. Схема соразмерностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

София Константинопольская

Храм Софии в Константинополе

 

 

 

 

 

 

 

 

Храм Софии в
Константинополе. План.

Храм Софии в Константинополе. План.

 

 

22.E.Swift, Hagia Sophia. New York, 1940 p.159.

23.В 1952 г. в “Византийском временнике V” был нами опубликован пропорциональный анализ храма Софии. В данном случае мы хотим откорректировать ранее проделанную работу на основе новых превосходно выполненных обмеров (Robert van Hiec. “Saint Sophia in Istanbul”), любезно предоставленных нам д-ром архитектуры Г.Н.Лонгвиным (Robert van Huec, "Saint Sophia in Istanbul"). Если мы сравним опубликованный нами ранее анализ построения архитектурных форм храма Софии с анализом, основывающимся на современных обмерах, то убедимся, что в своих выводах и принятых построениях мы не ошибались.
Храм Софии в
Константинополе. Продольный разрез.

Храм Софии в Константинополе. Продольный разрез.

 24.Древнегреческий фут равен 0,30828 м. См. справочную литературу - таблица в сборнике “Архитектура античного мира”. М., 1940, и др. справочные издания.

25.Греческий текст этого стихотворения, относящийся к 931-944 гг., был опубликован французскими филологом Леграном и археологом Рейнахом (E. Legrand et F. Reinach. Description des oeuvres d' art et de l' eglise des S. Apo tres de Constantinope par Constantin le Rhodien // Revue des Etudes greques IX, 1896, p. 32-103.

26.См. подробнее: К. Н. Афанасьев. "Построение архитектурной формы древнерусскими зодчими". М., 1961, с. 209-210.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27.Десять книг об архитектуре Витрувия с комментариями Даниеле Барбаро. М., 1938, с. 29.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Храм Софии в
Салониках. План

Храм Софии в Салониках. План

 

 

return_links(); ?>