Храмы Киева и Великого Новгорода

София Киевская и София Новгородская. Оба храма сооружены почти одновременно. Ярослав Мудрый закладывает храм Софии в Киеве в 1037 г., а Владимир Ярославович закладывает храм Софии в Новгороде в 1045 г. Храмы строили византийские зодчие. Это и понятно: архитектура храмостроительства явилась вслед за христианством и лишь после первоначальной выучки русские мастера выискивают своеобразные пути развития.

Но все же следует заметить, что оба храма оригинальны и близкого образца в пределах Византии не имеют. Их своеобразие заключается во множестве пересекающихся нефов и крестовых столбах. Богослужение нельзя было наблюдать из глубины храма, а хоры сооружались без казалось бы должного внимания к алтарю. И если вглядываться в структуру храмов, то невольно приходят в голову фрагменты частично вскрытых раскопками руин Большого дворца в Константинополе, имеющего подобную нашим храмам мелкоячеистую структуру. Эта аналогия заставляет нас признать храмы Софии на Руси и особенно Софию Киевскую храмами - дворцами и недаром на хоры вел отдельный вход и живопись, сохранившаяся на лестнице, имела исключительно светское, а не религиозное содержание. К тому же, хоры освещались верхним светом и второй ярус галереи служил прекрасным балконом.

За длительный срок существования храмы неоднократно достраиваются, перестраиваются, ремонтируются, реставрируются. Изучая их архитектуру, прежде всего задаешься вопросами: как же выглядел храм первоначально и что в нем возникло впоследствии? Но в обоих случаях имеющиеся проекты реконструкции первоначального облика либо игнорируются, либо в чем-то дополняются или исправляются. Молодые исследователи заново вновь и вновь обращаются к решению этой задачи.

Общий размер храма без больших папертей приравнен 100 г. ф. Одно это дает основание предположить, что строительство больших папертей проводилось позднее.

Они могли возникнуть вскоре после возведения сооружения или даже во время строительства. Исследование, внимательное изучение сооружения может установить время возведения той или иной его части, но с известной степенью точности, а вот это-то и является подчас причиной возникновения дискуссий и нескончаемых споров. В этих спорах и мы принимаем деятельное участие. Но нам в первую очередь важны не изменения в архитектуре этих замечательных храмов, а первоначальный проектный, зодческий замысел и только вслед за тем последовательная история его существования.

У Софии Киевской обсуждаются последовательность сооружения папертей и лестничных башен, у Софии Новгородской спорным является также время сооружения папертей и особенно их второго этажа. Вопрос для историка архитектуры стоит так: каков был в том и другом случае зодческий замысел и что относится к его изменению, как в процессе строительства, так и впоследствии?

Наряду с поисками литературных источников, материальных свидетельств, особое значение приобретает архитектурно-композиционный анализ.

Храм Св. Софии в Киеве

Если мы внимательно посмотрим на последний проект реконструкции первоначальных архитектурных форм храма Софии Киевской, то увидим, что окружающие его паперти своими размерами как бы умаляют значение самого храма. Они лишь на толщину стены уже главного нефа. Они кажутся пристроенными впоследствии. Это предположение становится уверенностью, когда мы обратим внимание на то, что малая галерея, окружая храм полностью, затемнена широкими папертями. Следует предположить, что наружные паперти сооружались вопреки или лучше сказать, сверх того, что было замыслено зодчим.

Естественно было бы высказать предположение и о том, что малые галереи храма первоначально были одноэтажными и тогда храм в уровне хоров получил бы хорошую освещенность . Эту мысль подтверждают обмерный чертеж Д. Иванова и реконструкции Ф. Солнцева, Н. Брунова, А. Новицкого и др. Однако если бы это было так, то галерея безусловно была бы отрезана от храма осадочным швом. О наличии такого шва мы не осведомлены, а поэтому не должны на таком варианте настаивать. Северо-западная башня могла быть сооружена ранее папертей, так как она может быть связана со вторым ярусом галерей непосредственно. (Диаметр ее приравнен 1/2 диагонали подкупольного квадрата.)

Юго-западная башня не имеет непосредственной связи со вторым ярусом галереи, ее диаметр равен ширине папертей и сооружена она была, по-видимому, одновременно с ними, хотя полностью исключить вариант сооружения и этой лестничной башни вне связи ее с папертями нельзя. Достаточно вспомнить постановку подобных башен впоследствии в ХII в. у некоторых храмов Новгорода и Владимира. Наружные же паперти храма, исходя из композиционных соображений, не могут быть отнесены к первоначальному замыслу зодчего. И нет нужды в том, что очень авторитетные ученые настойчиво утверждают, что паперти якобы были сооружены одновременно с самим собором. Несомненно, зодчий, сооружая основной корпус собора, о них еще и не подозревал. Да и сами паперти могли быть сооружены не одновременно, а последовательно, прежде всего западная, затем южная и лишь затем северная. Такая последовательность композиционного мышления зодчего нам кажется несомненной. Об этом же говорят проекты реконструкции храма, предложенные Д. Ивановым, Ф. Солнцевым, Н. Бруновым, А. Новицким, К. Конантом, И. Моргилевским. И аналитические исследования пропорций говорят о том же.

В строгом соответствии с рекомендациями Витрувия, мы начинаем с первичного размера, заданного заказчиком или установленного зодчим. Этим размером был диаметр купола или сторона подкупольного квадрата Софии Киевской — 7,70 м, или 25 г. ф.

Построение подкупольного квадрата не очень точно. Строго говоря, это не квадрат, а едва выраженный ромб, и его диагонали разнятся одна от другой на 20-22 см.

Квадратная сердцевина крестчатых столбов приравнена своей диагональю к размеру паруса и равна разности полудиаметра подкупольного квадрата и его полустороны. Тому же размеру равна толщина стен храма. Столбы приобретают крестчатую форму при помощи диагонали полуквадрата сердцевины столба, отмеренной от его середины. (Построение отношения "золотого сечения": стороны квадрата относятся к диагонали полуквадрата в сумме с половиной его стороны как )

Окружающие подкупольный квадрат со всех четырех сторон малые нефы, в том числе и восточный алтарный неф, построены подобным же образом, ширина их в сумме со столбом равна разности между диагональю подкупольного полуквадрата и половиной его стороны. Тот же прием геометрического построения "золотого сечения" мы встречаем в пропорциях плана ц. Софии Константинопольской.

Ширина алтарного нефа в пределах второй раскреповки у основания апсид приравнена половине ширины большого нефа.

Центр большой апсиды определяется вершиной равностороннего треугольника со стороною, равной восточной стороне подкупольного квадрата и совмещенной с ней. Диаметр апсиды равен высоте того же равностороннего треугольника. С построением пропорций малых апсид можно познакомиться по чертежу.

При помощи диагонали центрального звена уже построенного нами первого южного, а также северного и западного нефов, с учетом толщины столбов устанавливаются соответственно ширина соседних нефов храма. При этом ширина вторых малых нефов оказывается очень близкой ширине соседних первых нефов, но не равна им.

Малые нефы по ширине несколько разнятся и разница эта соответствует в ту же меру разнящимися друг от друга диагоналями, при помощи которых производится построение.

Храм в интерьере по ширине в пределах всех пяти нефов и четырех поперечных нефов в сумме с апсидой имеет одну и ту же величину. Соотношение выдержано весьма точно, длина храма превышает его ширину лишь на 15-20 см.

Равносторонний треугольник со стороной, равной ширине храма, определяет, если принять за его основание внутреннюю грань западной стены, центр главной апсиды. Построение выдержано не совсем точно, что объясняется уже отмеченными выше ошибками в построении плана.

Необходимо отметить, что ширина, а равно и длина храма, измеренная без галерей, но с наружными пилястрами, равна 100 г. ф. Ширина галерей, окружающих храм, определяется тем же приемом, что и ширина малых нефов. В итоге, изнутри длина храма с галереей относится к его ширине так же с галереями, как высота в равностороннем треугольнике относится к его стороне.

Извне длина храма относится к его ширине как . Таким образом, храм и без больших папертей получает завершенную пропорциональную форму.

Диаметр северной лестничной башни (изнутри) приравнен полудиагонали подкупольного квадрата. Диаметр южной башни (изнутри) приравнен диаметру центральной апсиды.

После сооружения больших галерей изнутри длина и ширина храма соотносятся как . Извне соотношения сторон храма (без апсид) равно . В разрезе, опять же в полном согласии с Витрувием, храм имеет прямое соответствие с его размерами в плане.

Высота храма равна его длине (без окружающих его галерей). Длина измеряется от западной стены и до центра апсиды, высота — от пола до основания купола.

Барабан центральной главы храма имеет соотношение высоты к диаметру, равное . Сечение купола отличается от строго сферической формы, для его геометрического анализа необходимы натурные шаблоны. Основание барабана располагается по высоте, равной половине ширины храма, измеренной с первоначальными галереями (см. схему).

Шелыга свода, перекрывающего большой неф, располагается на высоте, равной ширине или длине храма в пределах его трех центральных нефов.

Пята подпружных арок и пята сводов расположены на высоте, равной половине длины храма или расстояния от центра храма до западной стены.

Высота апсиды равна полной ее глубине. Неправильная форма поверхности полукупола выполнена в расчете на мозаичное изображение ("Оранта"), благодаря чему оно при том или ином освещении получает ряд живописных бликов. Основание полукупола, перекрывающего апсиду, заложено на высоте, равной расстоянию от центра храма до центра апсиды. Хоры расположены на высоте, равной половине высоты главных подпружных арок, или, с некоторым приближением, ширине большого нефа.

Храм Св. Софии в Новгороде

По поводу архитектурных форм храма Софии в Новгороде спор ведется, как мы уже сказали, о времени строительства наружных папертей, апсид у них и о времени надстройки над ними второго яруса. С точки зрения авторского зодческого замысла, задача реконструкции решается достаточно убедительно (см. илл. 8 на вкладке). Мы и теперь настаиваем на ранее, еще в 1944-1948 г.г., высказанной точке зрения, воплощенной в проекте реконструкции первоначального вида храма и его модели.(28) Вкратце на основании композиционных соображений мы защищаем следующие положения.

Храм имел паперти сооруженными одновременно с храмом и принадлежащими к первоначальному зодческому замыслу. Об этом свидетельствует высота храма, приравненная к его длине, измеренной вместе с папертью; наличие наружных порталов на фасадах храма во втором ярусе и др.

Приделы в восточной части южной и северной паперти были сооружены впоследствии. Апсиды, сооруженные изначально, не могли бы иметь в своем основании следов ранее существовавших крестчатых столбов; западная стена приделов или восточная стена папертей не могла быть запроектирована зодчим на столь не обусловленном структурой храма месте.

Изначально паперти храма были одноярусными. При двухэтажных папертях не было надобности сооружать аркбутаны, обеспечивающие разную осадку стен, что было необходимо при различной высоте стен; сооружение второго яруса затемняет храм и даже обесценивает ранее сделанные окна. Перекрытие второго яруса многоцентровой полуаркой большого пролета (6,16 м) не имеет примера в архитектуре XI в. и очевидно входит в прямое противоречие со всей конструктивной структурой храма, что и послужило причиной преждевременного разрушения свода. Дверь на хоры непосредственно с лестничной башни, впоследствии замурованная, свидетельствует о том же.

Гончарные горшки в забутовке пазух сводов, перекрывающих первый ярус папертей, свидетельствуют о том, что второй ярус папертей воздвигался позже, уже следующим поколением зодчих. Как ни пытаться, но объяснить такую несообразность, как строительство монументальных тяжелых стен второго яруса паперти на глиняных пустотелых горшках в их основании, положенных для облегчения нагрузки на своды, небрежностью, забывчивостью архитектора никак нельзя.

Предложенный нами ранее проект реконструкции храма остается не опровергнутым, хотя и недоделанным в части устройства арочных проемов в приделах папертей, как равно наружного входа в башню лестницы. Кроме того, необходимо заметить, что в процессе исследования храма остались нерешенными детали примыкания башни в приделах второго яруса к стенам паперти, а также неясен характер использования западного звена Мартирьевской паперти.

Основное расхождение с предложенным нами проектом изложено Г. М. Шнайдером в статье "Первичный замысел и последующие изменения галерей и лестничной, башни Новгородской Софии".(29) Оно заключается в ошибочном указании на одновременность сооружения второго яруса галерей. С нашей точки зрения, второй ярус был сооружен уже впоследствии, быть может, вскоре, но после окончания строительства и вопреки первоначальному замыслу.

Заманчивым предположением является желание новгородцев соорудить свой храм Софии в размер Софии Киевской. И в самом деле, длина и ширина обоих храмов оказались совершенно точно равными у обоих храмов. Сам храм Софии в Новгороде несколько меньше, но сооружение больших папертей позволило достичь размеров в плане храма Софии Киевской. Это объясняет наличие широких папертей у храма в Новгороде и свидетельствует о наличии у киевского храма малых галерей. Убедившись в превосходстве больших папертей на примере новгородского храма, киевляне в свою очередь сооружают широкие паперти и у своего храма как раз того же размера, что и новгородцы.

Установленные нами соразмерности и пропорции плана храма Софии Новгородской следующие.

Подкупольный квадрат, имеющий сторону, равной диаметру купола, является "началом" последующих построений и приравнен 20 г. ф., или 6,16 м. Восточная сторона подкупольного квадрата равна 6,28 м, южная – 6,23, западная – 6,24 и северная – 6,19 м. Неувязка невелика, но все же отражается на последующих построениях.

Диаметры купола и барабана главы равны 6,10 - 6,16 м.

Размеры южного и северного нефов приравниваются половине ширины центрального нефа или половине стороны подкупольного квадрата, то же построение малых нефов можно получить, приравняв их вместе со столбами половине диагонали подкупольного квадрата.

Размеры западного и восточного (алтарного) нефов устанавливаются при помощи диагонали подкупольного полуквадрата.

Заметим, что два последних построения повторяют построение контура плана Софии Константинопольской. Центральная часть храма в пределах подкупольного квадрата, четырех столбов и окружающих его со всех четырех сторон малых нефов в точности повторяет пропорции храма Софии Константинопольской, в пределах его наружных стен.

Все малые нефы строятся последовательно с помощью диагоналей больших звеньев малых смежных внутренних нефов, причем совпадение этого построения с обмером в натуре полное. Ширина этих нефов различная, но точно соответствует диагонали среднего звена плана соседних нефов.

Глубина большой апсиды равна ее диаметру, в свою очередь равному ширине большого продольного нефа.

Ширина папертей южной (Мартирьевской), северной и западной (Корсунской) приравнивается каждая ширине большого нефа. Однако в связи с неточностью построении в натуре подкупольного квадрата, а, следовательно, и больших нефов, паперти по размерам соответственно отличаются друг от друга. Так, западная паперть несколько шире других и точно равна диаметру апсиды, что к тому же дает возможность удобнее разместить круглую лестницу в звене паперти, отличном в плане от квадрата. Таким образом, неточность, допущенная в построении подкупольного квадрата, явилась причиной преувеличения диаметра апсиды, а вслед за тем и преувеличения размера западной паперти. Все это красноречиво рассказывает нам о методах разбивки сооружения в натуре.

Внутренний диаметр лестницы равен ширине двух малых южных нефов. Круглый столб лестницы имеет диаметр, равный ширине маршей.

В интерьере полная ширина храма соотносится с его длиной, как сторона равностороннего треугольника и его высота.

Извне ширина храма соотносится с длиной (без апсид) как .

Соразмерности храма в разрезе.

Высота храма с некоторым приближением, обусловленным неувязками в построении, равна его длине. Высота храма равна 100 г. ф.

Соотношение ширины храма (без паперти) и высоты равно .

Верхний карнизик в интерьере храма располагается на половине его высоты.

Основание свода апсиды расположено на этом карнизике, повышенном на высоту солеи.

Высота храма до основания барабана центральной главы равна длине храма от западной стены до центра апсиды.

Пята подпружных арок расположена на высоте, равной ширине храма в пределах трех центральных нефов.

Хоры расположены на высоте, равной половине ширины храма.

Первый карнизик расположен на высоте, равной ширине малого нефа в сумме с примыкающими к нему столбами.

Барабан центральной главы по высоте, измеренной внутри храма, равен его диаметру. Окна барабана по высоте равны ширине малых нефов или полудиагонали подкупольного квадрата.

Пяты свода, а равно и арок под хорами, расположены на высоте, равной ширине двух малых нефов.

Более детальное рассмотрение соразмерностей этих двух древнейших храмов Руси может многое рассказать об истории строительного искусства и ремесла. Пропорциональный анализ является далеко не исчерпанным источником сведений, относящихся к истории отечественной архитектуры.

Заключение

Подводя итог нашей "эстафете", мы обнаруживаем в предельно разнообразных архитектурных формах ее звеньев неизменный геометризм построения. Математика, геометрия являются "оформлением" строительной деятельности, без которых она просто невозможна. Недаром геометрия оказалась впереди других наук и вооружила человека в его строительной, как, впрочем, и всякой иной созидательной деятельности.

Евклид и его геометрия оказались без особых изменений на вооружении зодчих Египта (даже в доевклидовские времена), Греции, Рима, Византии, Древней Руси. И мы не побоимся высказать, казалось бы, парадоксальное суждение о том, что геометрия Евклида сохраняет свое значение и для современного строительства. Геометрия помогает не просто строить, она, выполняя технические функции, одновременно гармонизирует форму и, более того, служит одним из важных средств образной характеристики произведений архитектуры.

Приведенные выше наблюдения дают повод для размышлений и инженеру-строителю, и архитектору-художнику. Уровень математических знаний, с которыми мы встретились в процессе пропорционального анализа, остается в пределах элементарных геометрических закономерностей и простейших арифметических чисел. Дело здесь не в умении оперировать сложными математическими вычислениями и построениями, а в простейших "консонансных" числах, доступных восприятию органами чувств человека.

Мы, анализируя пропорции сооружений исторического прошлого, как бы наблюдаем за действиями зодчего. Он не прибегает к измерению частей здания, а он строит их на основе простых законов соразмерности; он в принципе прибегает к мерам длины лишь однажды, определяя исходный размер для последующей цепочки соразмерностей. Во всем этом мы имели возможность убедиться. Этот размер определялся "по образцу", примеру ранее сооруженных зданий и выражался округлым значением мер длины. Мы встретились со 100-футовым размером Парфенона; через шесть веков (!) тот же 100-футовый размер применен строителями Пантеона Рима; еще через два века в том же Риме сооружается базилика Максенция и ее размер определяется теми же ста футами; еще через два века купол Софии Константинопольской оказывается равным тем же 100 г. ф.; София в Салониках имеет размер, равный 100 г. ф.; София Киевская и София Новгородская, так же как София в Салониках, имеют 100-футовые размеры. Те же 100 футов встречаются еще и еще во многих случаях. Б. М. Полевой в труде "Искусство Греции "(30) вслед за нами приводит много примеров использования в греческой архитектуре все того же "сакраментального", как он называет, размера в 100 греческих футов.

Мы накопили много примеров использования этого размера. Факт распространения этой меры — ста греческих футов — во времени от Парфенона V в. до н. э. до Киевской Руси XI-XII веков н. э. и на территории от Рима до Новгорода свидетельствует о своеобразной градостроительной дисциплине, единой шкале масштабности и устойчивости меры длины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Храм Софии в
Киеве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Храм Софии в
Киеве. План.

Храм Софии в Киеве. План.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Храм Софии в Киеве.
Продольный разрез.

Храм Софии в Киеве. Продольный разрез.

 

 

 

 

 

 

 

28.Подробно см.: К. Н. Афанасьев. "Проект реконструкции храма Софии в Новгороде". Приложение к книге "Построение архитектурной формы древнерусскими зодчими". М., 1961.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29.Сборник "Древнерусское искусство". М., 1977.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Храм Софии в Новгороде.
План.

Храм Софии в Новгороде. План.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Храм Софии в
Новгороде. Продольный разрез

Храм Софии в Новгороде. Продольный разрез

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30.Б. М. Полевой. "Искусство Греции ”. М., “Искусство”, в 3-х томах, 1970-75.

 

  

  

return_links(); ?>