От
Парфенона до Софии Киева и Новгорода
"Гекатонпедос. Храм на Акрополе в честь Девы (Парфенон), построенный афинянами (447-438 г.г. до н. э.) и больший на пятьдесят греческих футов, чем храм, сожженный персами (в 480 г. до н. э.)" [Гесихий, Словарь]. "Гекатомпедон. Храм Афины, сторона которого равна ста греческим футам. Потому-то он и был назван так. Некоторые называют его Парфеноном (Большая Этимология)"(17). В противоречие с этим во Всеобщей истории архитектуры (гл. II, кн. 2) Гекатомпедоном назван старый храм, на фундаментах которого частично расположился Эрехтейон. Но не в этом суть дела, в данном случае нас интересует лишь то, что у Парфенона, как мы уже установили ранее, главные торцевые фасады по ширине, измеренные по кромке стилобата, равны 100 греч. футам (г. ф.). Если верить справочникам, г. ф. равен 308,28 мм, следовательно, торцевой фасад Парфенона должен быть равен 30 м 82,8 см. Но по обмеру в натуре этот размер равен 30 м 89 см, т.е. больше расчетного на 6,2 см. О том, чем можно объяснить это незначительное расхождение (0,2%), мы уже подробно говорили в предыдущем очерке, здесь же добавим, что, быть может измерение проводилось без учета курватуры по слегка выпуклой кривой кромке стилобата, а возможно даже размеры г. ф., указанные в справочнике, были определены не совсем точно. Более того, быть может, следует г. ф. измерять Парфеноном, а не наоборот. Во всяком случае, несомненно, что именно 100 г. ф. явились исходным для последующих построений в соответствии с трактатом Витрувия. Последующая судьба этих ста г. ф. удивительна. Сто г. ф. мы встречаем в качестве исходного размера, использованного для построения плана ряда значительных сооружений, начиная с V в. до н. э. вплоть до XIII в. н. э. — по крайней мере, на протяжении восемнадцати веков! Это ли не удивительно. Проследить эту своеобразную "эстафету" и является одной из наших задач. Итак. О пропорциях Парфенона мы достаточно подробно говорили в предыдущем очерке. Здесь же повторим, что отношение сторон храма, измеренных по кромке стилобата, устанавливается квадратом и двумя прямоугольниками золотого сечения с большей стороной, равной стороне исходного квадрата. (Варианты построения контура Парфенона в плане см. в предыдущем очерке) Построение выполнено довольно точно. Ошибка не превышает 1/3 процента длины храма. Однако соотношение сторон храма приравненное еще точнее соответствует обмерным данным. Но "исходный размер", приравненный 100 г. ф., сохраняет свое значение в любом случае. Попытки объяснить, почему храму приданы именно такие, а не какие-либо иные размеры, могут быть сделаны в связи с анализом архитектурного ансамбля и размерами самой скалы Афинского Акрополя. В самом деле, ширина Акрополя по линии восточного главного фасада Парфенона равна 400 г. ф. От юго-восточного угла храма до южной стены, ограждающей Акрополь, 100 г. ф. и от северо-восточного угла до северной границы холма 200 г. ф. (Кстати сказать, холм Акрополя был искусственно расширен с юга и с этой целью была сооружена подпорная стена.) В продольном направлении по линии северного фасада, вдоль которого необходимо пройти, следуя к главному входу, расстояние от северо-восточного угла храма до восточной стены Акрополя равно 300 г. ф. Тем же 300 г. ф. равно расстояние от северо-западного угла храма до западного портика Пропилей. Расстояние от восточного портика Пропилей до западного фасада Парфенона, измеренное в ортогональной проекции, равно его длине. Подобный анализ размеров Акрополя был проведен Жолтовским на базе золотого сечения. Однако данные, им приведенные, далеко не точны. Можно лишь предположить, что и в данном случае, как и с планом самого Парфенона, золотое сечение лишь подразумевается, а в действительности используются близ- кие ему простые целочисленные измерения(18). Поэтому указанные соотношения должны быть уточнены по обмерным данным.). Соизмеримость храма и всего холма Акрополя предопределяет его стофутовый размер и характеризует принципы формирования древнегреческими зодчими архитектурного ансамбля. Сто футов как некий типовой размер встречались в греческой архитектуре, по-видимому, и раньше. Так, храм Зевса Олимпийского имеет по длине около 200 г. ф., а окружающее его свободное пространство с севера и запада равно 100 г. ф. Не говоря уж о том, что диаметр сарсенового кольца Стоунхенджа равен все тем же 100 г. ф. (!). Объяснить это невозможно. Погребальный костер Патрокла также имел в плане те же 100 г. ф.(19). Грандиозный купольный храм с обширным портиком хорошо сохранился до наших дней. Он расположен на небольшой площади современного Рима, затесненной улочками и переулками. Жилые дома, измельченные множеством окон и промежуточных карнизиков, контрастируют с крупными архитектурными формами Пантеона. Кажется, что храм сооружен для высших целей и не имеет отношения к повседневным заботам человека. Окон у храма нет, освещается он круглым отверстием, обращенным в небо, расположившимся в центре купола. Однако интерьер храма не следует сравнивать с каким-то гротом или пещерой. Совсем нет, отверстие вверху как бы сближает его с небосводом, придает ему "космический характер". Большой глубокий 16-колонный портик отчуждает храм от окружающего его пространства и в то же время служит промежуточным звеном между интерьером храма и внешним миром. Идея произведения — замысел зодчего, архитектурно-образный строй храма заключается в его куполе, имеющем диаметр, равный 43,2 м. Это наибольший купол античности. Впоследствии в Византии, в средние века, в эпоху Возрождения так и не было воздвигнуто купола, который превзошел бы купол Пантеона. (Купола собора Санта Мария дель Фиоре Брунелеско и собора св. Петра в Риме Микеланджело, правда, немного, всего на 0,7-1 м, но все же меньше купола Пантеона.) Купол Пантеона — это дерзновенная инженерная конструкция и одновременно чистая, классически ясная архитектурная форма. Опрокинутая над вами гигантская полусферическая каменная чаша, материальность которой подчеркнута кессонами, вначале не кажется столь большой. Она имеет героический, преувеличенный масштаб и заставляет человека представлять себя в соответствии с куполом героем или олимпийцем. Это даже не героический, а божественный масштаб, как и должно быть у храма – обиталища всех богов. Размер вещей постигается сравнением с ростом человека, недаром меры длины определяются его членами: пядь, фут, шаг, палец... Но если пирамиды Египта или Пантеон Рима представить себе в пустыне, где не с чем их сравнитъ, то что нам определит их размеры? С жилищем, даже покинутым людьми, все ясно, о масштабе человека нам расскажут двери, окна, скамья, печь, а о сооружении для богов – каков Пантеон Рима. О виадуках, о крепостных стенах и иных инженерных сооружениях, их масштабности мы судим не по росту человека, а по человеческим трудам, возможностям организации строительства, и главным критерием архитектурного масштаба являются оптимальные размеры конструкций. Пантеон достиг предельных возможностей бетонно-кирпичной техники. Купол того же размера, выполненный из тончайших железобетонных сводов, не показался бы нам столь же масштабно величественным. Как показали исследования Шеданна (1892-93 гг.), сооружение было воздвигнуто при императоре Адриане в 110-117 г.г. В качестве зодчего, возможно соорудившего Пантеон, называется Аполлодор, однако, по-видимому, в его создании принимал деятельное участие в качестве архитектора сам император Адриан. Его имя как зодчего связано с такими первоклассными сооружениями как вилла Адриана, храм Венеры и Рома, арка Адриана в Афинах... Итак, основной архитектурной идеей и одновременно конструктивной достопримечательностью сооружения является купол, а вслед за тем портик храма, поэтому анализ соотношений, определяющих их размеры, должен быть нашей главной задачей. Если мы опишем около квадрата со стороной, равной ста г. ф., окружность, то такая окружность определит в интерьере размеры круглого зала Пантеона. Сто г. ф. являются в данном случае модулем - исходным размером для построения архитектурной формы сооружения. Толщина стен ротонды определяется разностью между ее внутренним диаметром и стороной вписанного квадрата(20). Греческий фут равен 30,8 см, римский фут – 29,5 см(21). Заметим, что анализ размеров Пантеона, а также базилики Максенция свидетельствуют о применении римскими зодчими в своей практике меры в 100 г. ф. Различие греческого и римского футов незначительно и далеко не всегда можно с уверенностью говорить о применении зодчим той или иной меры. И более того, мы вообще не можем быть уверены в абсолютной точности античных и средневековых мер длины, содержащихся в справочных таблицах. Но при всех условиях мы вправе утверждать, что стофутовый размер имел для системы соразмерностей в архитектуре античной Греции и Рима особое значение. Ширина портика Пантеона, измеренная изнутри, т.е. без учета толщины колонн, равна тем же 100 г. ф. Портик выступает за пределы ротонды так, что в его пределах вписывается квадрат, равный квадрату, определившему размер ротонды и смежный с ним, и также имеющий сторону, равную 100 г. ф. Любопытно, что диаметр ротонды плюс глубина портика оказываются равными по длине Парфенону. Портик членится внутренними колоннами на три части. Средняя, обрамленная колоннами, приравнена большому отрезку золотого сечения, а боковые нефы – малому. Глубина портика приравнена ширине его средней части. Пропорции "конечной формы" плана Пантеона заключаются в соотношении наружного диаметра ротонды и полной его длины с портиком, равном . Соотношение ширины портика и диаметра ротонды равно . Большой ордер в интерьере Пантеона приравнен по высоте малому отрезку золотого сечения по отношению к радиусу ротонды. Малый ордер соотносится с большим как сторона и диагональ квадрата. При этом общая высота двух ордеров оказалась лишь на незначительную долю больше ее радиуса. Пята свода расположена на уровне карниза малого ордера. Таким образом, общая высота интерьера равна его диаметру с очень небольшим превышением. Высота Пантеона до верхнего карниза приравнена 100 г. ф. Портик по ширине соотносится с диаметром как 3 : 5. Среднее в сумме с нижним карнизное членение определяется положением ордеров в интерьере храма. Говоря о типологических особенностях Пантеона, нельзя не отметить наличие в римской архитектуре других круглых в плане и перекрытых куполом сооружений. Наличие установившихся традиций в сооружении купольных зданий может быть наглядно подтверждено, например, сравнением Пантеона с купольным залом в термах около Бай, сооруженным еще во 2-ой половине I в. до н. э., т.е. за два столетия до Пантеона. Тот зал освещался так же как Пантеон, через отверстие в зените купола. Его диаметр был ровно в два раза меньше купола Пантеона и равен 21,55 м, следовательно, сторона вписанного квадрата была равна 50 г. ф. |
17.Цит. по сборнику: Архитектура античного мира. М., 1940, с.345.
Акрополь. План.
18.См. Н.И. Брунов. Пропорции в античной и средневековой архитектуре. М., 1935, с. 60
19.“Илиада”, Песнь XXIII, строка 164
Пантеон. План.
20.Чертежи, план, разрез, фасад заимствованы из книги обмеров Дегоде "Les Edifices Antiques de Rome dessine s et me sure s exactement par Antoine Desgodetz Architecte. A Paris 1697”. Несмотря на давнее издание, публикуемые в нем обмеры отличаются полной достоверностью и точностью. 21.Названия “греческий” и “римский” футы имеют условный характер, наличие этих мер можно проследить в классической Греции V века, и в Древнем Риме. Сотношение футов можно приравнять к 20 : 21, или сторонам целочисленного треугольника – 20, 21, 29.
|
return_links(); ?>