Историография
конкурсов на застройку Тучкова буяна
Участие в конкурсе 1913 г. И.А.Фомина надолго
определило “угол зрения”, под которым проекты застройки Тучкова
буяна подлежали рассмотрению в советской архитектурной историографии. В
большинстве случаев конкурсы освещались именно в контексте изучения творчества
этого зодчего. Историю процесса можно условно разделить на два этапа. Первый из
них начинается в 1936 г. – с кончиной Фомина – и завершается
примерно в 1954 г. Для исследователей в этот период творчество архитектора
еще не отошло в прошлое, оно рассматривается как актуальный феномен. При этом
дореволюционные работы выступают в качестве прелюдии советского периода, этапа
становления зодчего, а авторитет Фомина как мастера советской архитектуры
определил характер оценок и подход к материалу. Литература 1930-х буквально
насыщена отзвуками борьбы течений, духом победы реализма и “советской
классики” над “формализмом”, функционализмом
etc. Послевоенные
публикации отличает завидная уверенность авторов в стабильности и незыблемости
мнений и оценок, патриотическая риторика, а также некоторый обскурантизм,
наиболее очевидно проявляющийся в противопоставлении “прогрессивного
отечественного” “упадочному западному”. И здесь, на фоне общей
критики исторического периода второй половины XIX – начала XX в.,
отношение к И.А.Фомину – зодчему-классику, исследователю, популяризатору
русского классицизма и одному из “столпов” советской архитектуры
– превосходно характеризует архитектуроведение 1950-х. Мотивы же,
побудившие архитектора в середине 1910-х гг. уйти от привычных
классицистических штудий и встать на путь поиска “новой классики”,
получают узко идеологическое толкование в духе представлений о подчиненной роли
художника. Изменение архитектурного языка, переход от классицистической
стилизации к формам модернизированной классики исследователи 1930-1950-х
трактуют исходя не из внутренней логики развития “художественной
индивидуальности” зодчего – но как реакцию на изменение исторической
ситуации, своеобразный “социальный заказ”, хотя имевшее место
десятилетием ранее отречение от модерна в пользу классической архитектуры
ставится “в личную заслугу” Фомину. Подобное признание
несамоценности творческих мотивов зодчего, сервильной его позиции по отношению к
внешним, прежде всего идеологическим, обстоятельствам питается отчасти мнениями
самих архитекторов – но вряд ли тексты следует предпочитать в качестве
источника проектам.
Не удивительно,
что в архитектуроведении 1930-х, а в особенности послевоенных лет по отношению к
творчеству Фомина был взят исключительно панегирический тон. Общим местом в
публикациях этого времени стали утверждения о Фомине как о наиболее сильном
архитекторе 1910-х гг., проводнике классического направления в период
господства “упаднических течений” – и сетования по поводу
того, что масштабные градостроительные проекты зодчего не имели шансов на
реализацию в то время. Именно в таком ключе упоминают проект застройки Тучкова
буяна М.А.Ильин в опубликованной в 1946 году книге об архитекторе (из
“серии популярных монографий”), М.Минкус и Н.Пекарева в работе
“И.А.Фомин” 1953 года издания, М.И.Джандиери в опубликованной
год спустя монографии о зодчем. Конкурс на застройку Тучкова буяна – не
более чем “случайный шанс”, давший Фомину еще одну возможность
продемонстрировать масштаб градостроительной мысли и проявить себя
“защитником исторического наследия”. Исследователей не занимают ни
история вопроса, ни работы других конкурентов – их имена, как и сведения о
конкурсе 1912 года, на страницах этих книг не встречаются[5].
|
|
|
|
В
1960-70-е гг. в публикации работ, посвященных И.А.Фомину, наступает пауза,
периодически нарушаемая “юбилейными” статьями. В части из них проект
Тучкова буяна не упоминается вовсе (П.Корнилов. И.А.Фомин. САЛ, 1963, N4), в
других упоминается одной фразой (В.О.Мунц, Архитектура СССР, 1962, N11,
И.А.Бартенев, САЛ, 1972, N2, А.А.Стригалев, Архитектура СССР, 1972, N2) –
обычно рядом с “Новым
Петербургом” в числе масштабных градостроительных инициатив, не
реализованных в “дооктябрьский” период.
В эти же годы происходит постепенное открытие
искусства второй половины XIX – начала XX века в новом свете,
отличном от традиционных представлений 1930-1950-х гг. И если вначале
обращение к проблематике рубежа веков носит характер
“искусствоведческого фрондерства”[6]
, то в 1970-е гг. именно этот период становится
предметом внимания исследователей. Маятник архитектуроведческих пристрастий,
качнувшись от признания неоклассики “единственным прогрессивным
явлением” к ее неприятию и апологии модерна, к концу
1970-х устанавливается в равновесном положении. Зодчество русского
классицизма давно перешло в разряд стабильных ценностей, не нуждающихся ни в
популяризации начала века, ни в “патриотических заклинаниях”
1950-х. Вместо общих фраз об упадке второй половины XIX века историография
шаг за шагом формирует картину непрерывной стилистической эволюции русской
архитектуры – в которой находится место и для “вторых стилей”,
и для эклектики, и для модерна. Неоклассика занимает место в общем ряду течений
– и с этого времени начинается настоящее ее исследование.
Второй этап изучения творчества Фомина связан с
выходом в свет в 1979 г. монографии В.Г.Лисовского[7]
. К моменту написания этой книги фоминские работы
советского периода стали достоянием истории наравне с дореволюционными. Кроме
того, мировая, а вслед за ней отечественная архитектура с первой половины
XX века прошла путь эволюции формы и идей, уравнивающий отчасти
разные этапы деятельности архитектора. Эти
обстоятельства обусловили “объективно-историческую” позицию автора,
в соответствии с которой весь творческий путь Фомина рассматривается как единое
явление – с одинаковой степенью подробности. Впрочем, эволюция формальных
предпочтений зодчего и здесь отнесена на счет внешних, исторических
обстоятельств.
Фоминский конкурсный
проект Тучкова буяна стал в работе В.Г.Лисовского предметом подробного описания
и анализа – с привлечением архивных материалов. Рассмотрена композиция
ансамбля, связь его с существующей застройкой, принципы планировки, организации
масс и внутреннего пространства части зданий, позиция Фомина по вопросу о
сохранении “Дворца Бирона”.
О значении монографии говорит тот факт, что авторы
большинства последующих работ не только следуют ей в своих оценках, но зачастую
и эксплуатируют сам ее текст – в том числе в виде цитат, раскавыченных или
без указания источника. Монографический характер работы В.Г.Лисовского определил
отсутствие интереса автора к проектам других конкурентов и к конкурсу
1912 г. – хотя М.Х.Дубинский упоминается в качестве победителя обоих
состязаний.
Послевоенное советское
архитектуроведение использовало очевидную на первый взгляд модель
преемственности ретроспективизма 1910-х, 1930-х и 1950-х гг. При этом
всячески подчеркивался идеологический характер такого наследования, сообщавший
неоклассике качество единственного “прогрессивного” течения на фоне
общего упадка. Модель эта персонифицировалась именами наиболее талантливых,
образованных и стилистически тонких архитекторов классического направления
начала века – Фомина, Щуко, Жолтовского – что придавало ей
достоверности в глазах не только современников, но и позднейших исследователей,
увидевших в неоклассике предтечу “тоталитарной архитектуры”. Новое
“открытие” отечественного зодчества второй половины XIX –
начала XX столетия в 1970-е гг. протекало в обстановке изменения
системы архитектурных ценностей. Запоздалое приобщение к мировой традиции
“интернационального стиля” поставило во главу этой системы
конструктивность, “искренность” формы – качества, чуждые
гипсовой бутафории “сталинского ампира”. Оценки его были
некритически спроецированы на всю неоклассику[8]
. Уже Е.А.Борисова во второй книге 10 тома Истории
русского искусства под ред. И.Э.Грабаря (1969) говорит, что “усилия
архитекторов были направлены по ложному пути” – “несмотря ...
на значительные художественные успехи” отдельных зодчих. Как и в более
ранних работах, Тучков буян здесь удостоился лишь упоминания в числе
нереализованных градостроительных инициатив.
|
|
|
|
|
| |