Эволюция
стиля
Единство содержания
обеспечило неоклассике начала века ту степень общности, которая позволяет
говорить именно о стиле, переживающем естественную эволюцию со стадиями
зарождения, расцвета и упадка. Эволюция эта находит отражение в иконографии
построек и, в соответствии с ретроспективным характером течения, в смене
исторических прототипов – последовательность которой зафиксирована еще
Лукомским: “ампир – классицизм – ренессанс –
античность”[4]. Позднейшие
исследователи ставят в начало линии петровское барокко, с которым собственно и
связывается “мирискуснический импульс”. В литературе нет единого
мнения по вопросу о соответствии стадий стилистической и иконографической
эволюции. Г.И.Ревзин выделяет в генезисе стиля три стадии и соотносит их с
изменением иконографии следующим образом: “петровские мотивы появляются на
этапе стилизации, ампирные – на этапе перехода от стилизации к стилю,
ренессансные – на этапе стиля”[5]
. Имеет право на существование и точка зрения,
согласно которой ампирные постройки включаются в круг прототипов уже при
зарождении неоклассики, на стадии стилизации[6].
Разумеется,
эволюция стиля не предполагала строгой смены прототипов – речь идет только
о последовательности обращения к ним. Равным образом, в архитектурной практике
еще и 1910-х гг. неоклассика сосуществует с модерном,
“неорусским” направлением и даже эклектикой. Однако роль главного
течения принадлежит уже неоклассике; большинство исследователей указывает в
качестве рубежа 1908-1910 гг. Об этом свидетельствует и критика, которая в
этот период приобретает особое значение в качестве инструмента профессиональной
рефлексии. Например, 1908 г. отмечен множеством публикаций, посвященных
проблеме стиля[7]. А выступления на
съездах и публикации после 1910 г. свидетельствуют о том, что смена стилей
воспринимается как нечто состоявшееся: об “увлечении” модерном
говорят уже в прошедшем времени.
Утверждаясь в правах “архитектурного
мэйнстрима”, неоклассика ассимилирует разнообразные иконографические
вариации, ориентированные на использование разновременных прототипов. Более
того, они становятся неотъемлемым условием существования неоклассики,
обеспечивают ее жизнеспособность и развитие, наличие “ядра” стиля и
периферии. Собственно античная классика оказывается в периферийном положении, а
центральное принадлежит все же классицизму и Ренессансу. Вероятно, причиной тому
– неизвестное в зпоху Возрождения многообразие представлений об
античности, где сосуществуют и “классицистический” римский
стереотип, и романтическое пиранезианство, и новый образ археологически
достоверной древности. Даже характерное для начала века увлечение формами
греческой архаики – прежде всего пестумской дорикой – в большинстве
случаев опосредовано неоампирным контекстом. Эволюция от ампира к античности
выявляет то же стремление к обретению “чистой”, аутентичной формы,
которое ранее продемонстрировал модерн. Здесь оно видится на пути избавления от
многозначности исторических прототипов, каждый из которых по-своему
воспроизводил античность.
“Вариативность” неоклассики ставила выбор
образцов в зависимость от ретроспективных пристрастий, вкуса зодчих, традиций
школы. Эволюционная картина выявляет лишь общее направление смены исторических
прототипов, соответствие которому либо отклонения, анахронизмы свидетельствуют о
методе архитектора.
Методически вся
неоклассика существует в рамках парадигмы ретроспективизма, предлагающей три
способа усвоения культурного опыта прошлого – “ретроспективный [его
можно также определить как стилизирующий – что точнее указывает на метод],
модернизированный и эклектический” [8]
. Следование архитектора одному из этих методов
означало не только способ претворения формы, но сказывалось и на выборе
прототипов. Так, предпочтение ампирных форм в проектах 1912-1913 гг., на
стадии расцвета стиля, свидетельствует о сознательном стремлении к стилизации, а
ренессансные мотивы построек 1900-х[9]
указывают направление поисков. Избранный
архитектором способ интерпретации, как и состав источников, приобретал решающее
значение при разрешении вопросов взаимодействия с городской
средой.
|
|
|
|
Профессиональная среда
и вопросы градостроительства
Важность градостроительной проблематики в
неоклассической архитектуре 1900-1910-х гг. подчеркивают многие
исследователи[10]. На рубеже веков
возрождается утраченный в эпоху эклектики интерес к ансамблю, к проектированию в
сложившемся контексте, к мышлению в масштабе города.
“Урбанистическая революция” второй
половины XIX века протекала под знаком приоритета функциональных задач над
художественными и сопровождалась самоустранением архитекторов от ведущей роли в
формировании городской среды. Смелость мышления – конструктивного –
становится в это время уделом инженеров, городская планировка – предметом
деятельности чиновников; за зодчими остается функция сочинения фасадов.
К концу века архитекторов уже
не устраивала роль оформителей чужих решений, зачастую некомпетентных в
художественном отношении. Первые признаки такой опасности появились еще при
перепланировке Парижа, предпринятой Османом в 1850-1870-х гг. и наметившей
направление, в котором пошло развитие европейских городов[11]
. Кроме того, зодчие были готовы принять и
социальную, “жизнестроительную” функцию. Профессиональная среда
консолидируется; одним из важнейших предметов, ее занимающих, становится
градостроительство, осознанное в качестве и социальной, и художественной
проблемы.
Эта всеобщая тенденция
проявляется в России самым наглядным образом, в хронологически очерченном узком
промежутке времени; причиной тому – “строительный бум” рубежа
веков. “Охватившая страну урбанизация дала импульс для разработки
теоретических проблем градостроительства (М.Д.Диканский, Г.Д.Дубелир, А.К.Енш,
В.Ф.Иванов, Г.П.Ковалевский, В.Н.Семенов), для создания перспективных проектов
городов и конкретных предположений по формированию новых и восстановлению
исторически сложившихся ансамблей (Л.Н.Бенуа, А.И.Дмитриев, М.Х.Дубинский,
Ф.Е.Енакиев, О.Р.Мунц, М.М.Перетяткович, И.А.Фомин)”[12]
. Если в конце XIX столетия архитектурная
практика опережала теорию градостроительства, то в последующий период
возрождению ансамблевой застройки предшествует теоретическое осмысление, которое
можно считать состоявшимся к рубежу 1900-1910-х гг.
Итак, в начале века “городская планировка
стала общественной потребностью, и из искусства, которым интересовались
некоторые, стала наукой, обязательной для всех”[13].
|
|
|
|
|
| |