[1] См., напр.:
Е.И.Кириченко. Русская архитектура 1830-1910-х гг. М., 1982.
[2]
См., напр., публикации Б.М.Кирикова
“Неоклассицизм в архитектуре Петербурга-Петрограда” (Краеведческие
записки. Вып. 1. СПб, 1993), “Петербургский ренессанс” (Регион.
1993, N0) и др.
[3]
Кроме работ общего характера назовем статьи
Е.А.Борисовой, М.В.Нащокиной, Т.П.Каждан, Г.И.Ревзина.
[4]
Книга Лукомского обобщает материалы его критических
публикаций 1900-1910-х гг., прежде всего в журнале
“Аполлон”.
[5]
Упоминания о М.Х.Дубинском, покинувшем Советскую
Россию, вообще отсутствуют до 1970-х гг. Последние сведения о деятельности
зодчего относятся к концу 1910-х гг. – см. статью Ф.Ф. де Постельса
“Зодчие-выходцы из России: их роль и работы в Соединенных Штатах Северной
Америки"(Краеведческие записки. Вып. 3. СПб, 1995).
[6]
Именно так можно расценить первые благосклонные
замечания о модерне – например, Е.А.Борисовой в Истории русского искусства
под ред. И.Э.Грабаря (Т. 10. Кн. 2. 1969). Впрочем, идеологический контекст
сохраняется.
[7]
В.Г.Лисовский. И.А.Фомин. Л.,
1979.
[8] Неправомерность
подобного подхода сформулирована Г.И.Ревзиным (Неоклассицизм в русской
архитектуре начала ХХ века. Архив архитектуры. Вып.
II. М., 1992); В.Л.Хайт
указывает на равную приверженность классике “тоталитарных” и
“демократических” режимов XX века, называя установившееся в
литературе обратное мнение “явно политизированным” (Классика –
навсегда? В сб.: Судьбы неоклассицизма в XX веке. М., 1997).
[9]
В.Г.Лисовский. Ук. соч. – С.
83.
[10] В.В.Кириллов.
Архитектура русского модерна: опыт формологического исследования. М.,
1979.
[11] Архитектурное
наследство (далее – АН). Вып. 25. М., 1976.