Иной подход к планировке местности отличает
С.С.Серафимова. Существенно больше, чем другие конкуренты, зодчий уделяет
внимания вопросам симметрии – хотя бы и в ущерб планам отдельных построек:
“автор такие специальные по назначению здания, как здание съездов и
испытательная станция, старается втиснуть в одинаковые очертания, чем вызывается
искусственность и неудобство внутреннего расположения обоих планов”.
Другую особенность проекта составляет стремление к всесторонней ориентации
ансамбля – и к Неве, и к Александровскому проспекту, и к Петровскому
острову (“на случай больших выставок”). Ради достижения этих целей
Серафимов изменяет изменяет очертания набережной[5]
, выравнивает проспект и помещает квадратное в плане
выставочное здание в центре участка – так что оно “разбивает территорию
выставки на две самостоятельные части”. Здесь можно усмотреть и черты
будущего зонирования местности (в северо-западной части расположены
репрезентативные, а в юго-восточной – служебные постройки), и прообраз
“парадного двора”, открытого со стороны дамбы Тучкова моста, –
из проектов 1913 г. Впрочем, суть приема не в этом, а именно в симметричном
размещении построек, прежде всего со стороны Александровского проспекта.
Избранное расположение зданий обеспечивает большее, сравнительно с проектом
А.З.Гринберга, единство застройки и удобное сообщение с территорией выставки:
“главная артерия, соединяющая ее с центром города, пойдет непременно через
Биржевой мост по Александровскому проспекту, и там ... желательны были бы
площадка для стояния экипажей и автомобилей и главные входы на выставку”.
Задуманная для этого С.С.Серафимовым полукруглая площадь явилась столь удачным
решением, что такие площади мы увидим во всех трех проектах именного конкурса
– правда, со стороны дамбы Тучкова моста, а в работах О.Р.Мунца и
И.А.Фомина – еще и по разные стороны Александровского проспекта.
Спрямление проспекта также сохранится в проектах конкурентов 1913 г.
Главное выставочное здание
обозревается, хотя и ракурсно, со стороны Стрелки и Дворцовой набережной, к
Тучковой же набережной оно обращено анфас. В этой связи отметим следующее.
С.С.Серафимов был одним из участников объявленного ПОА конкурса на проект здания
Центральных установлений Министерства Торговли и Промышленности – на месте
старого Гостиного двора. Программа конкурса была опубликована в N35
“Зодчего” от 26 августа 1912 г. – то есть на три недели
позже объявления конкурса имени Шретера. Разница в сроках представления проектов
– 8 октября 1912 г. для Тучкова буяна и 26 ноября для здания
Министерства – составляла всего полтора месяца. И естественно
предположить, что два масштабных проекта одного архитектора, почти совпадающие
хронологически и предполагающие застройку
расположенных визави участков, задумывались как
единый ансамбль – или по крайней мере должны перекликаться формально и
стилистически[6].
|
|
|
|
В
“Ежегоднике” за 1913 г. опубликован офорт П.А.Шиллинговского,
изображающий главный вход в здание министерства из проекта Серафимова
(илл. 14). Работу эту отличает сочетание мегаломании, традиционных
ампирных форм в “современном” масштабе пятиэтажной постройки,
усложненной объмно-пространственной структуры и цитат-“намеков” на
“знаковые” петербургские памятники. Будучи осуществленными, здания
по двум проектам С.С.Серафимова, для авторского почерка которого вообще
характерна монументальность[7]
, вероятно, послужили бы заданию нового масштаба
центра Петербурга. Однако к реализации был принят проект М.М.Перетятковича
– здание, оформленное двумя ярусами ордера, было возведено в
1914-1915 гг. и стало одной из немногих крупных общественных построек
своего времени.
Причину присуждения
премии Шретера М.Х.Дубинскому следует искать именно в принципах строения
генплана – поскольку по ходу “Отзыва” его проект не выглядит
предпочтительно ни в одном из аспектов. Более того, многие решения признаются
неудачными. Так, “автор ... делает главный павильон под косым углом к
дворцу Бирона, оставляя только узкое пространство между последним и зданием
выставки. Это узкое место могло бы единственно служить сообщением выставочной
территории с Петровским островом, что ... составляет недостаток приема”.
Следовательно, жюри должно было иметь серьезные основания для своего выбора.
Парадоксально, но основным
достоинством проекта М.Х.Дубинского следует признать замкнутый характер
генплана. Автор обозначил очертания будущей классической площади, которая
появится во всех проектах 1913 г. – открытая со стороны Малой Невы у
О.Р.Мунца, замкнутая “пропилеями” у самого М.Х.Дубинского и
трактованная в духе cour d'honneur у И.А.Фомина. Площадь здесь становится не
просто частью выставочной территории, окруженной постройками, не аморфным
пространством для размещения временных павильонов – но композиционным
центром единого ансамбля. Это отличает проект и от работы С.С.Серафимова,
поместившего в центр генплана выставочное здание. В проекте Дубинского
отмеченный обелиском центр ансамбля, в котором сходятся оси построек, является
одновременно центром круглого партера, оформляющего площадь. Углы между зданиями
лишь выявляют центричность ансамбля. Сами же постройки архитектор располагает
либо вдоль границ участка, либо таким образом, что их оси задают симметричную
планировку прилегающей местности. Здание для выставок примыкает к дамбе Тучкова
моста, испытательная станция – к Александровскому пр.; по мнению жюри,
помещение служебной постройки “на главной оси территории у главного
подъезда ... ничем не оправдывается”. Здание съездов “красиво, но
неудобно“ расположено в глубине юго-восточной части местности, граничащей
с Ватным островом. И, наконец, самое меньшее из зданий, ресторан, вынесено к
Малой Неве – так что “большой ионический портик, выходящий на
набережную, служил бы украшением для выставочной территории со стороны
реки”. Архитектор вводит в ансамбль полуциркульные колоннады: одну - у
набережной перед рестораном, другую - по оси здания съездов на границе партера.
Соотношение масс построек устанавливает “невскую” ориентацию
комплекса: “прием общей группировки зданий оставляет открытую со стороны
реки центральную часть территории выставки”. Однако основу приема
составляет именно замкнутость и центричность генплана – достаточно
сравнить его с проектом Гринберга. Благодаря привычному
“петербургскому” масштабу и масштабу окружающих зданий площадь
органично включается в систему площадей центра столицы, а весь ансамбль –
в городскую застройку.
Расположив
главные здания по сторонам замкнутого четырехугольника, Дубинский, как было
отмечено, ограничил амбиции распространения выставок на Петровский остров и
предугадал будущий отказ от северо-западной ориентации комплекса, а прежде всего
– декларировал самодовлеющий характер ансамбля вне зависимости от
“временных” задач. Впрочем, главный фасад здания выставок обращен к
дамбе Тучкова моста; этого направления архитектор будет придерживаться и в
1913 г.
|
|
|
|
|
| |