[1] Исключая проект
М.Х.Дубинского – который будет рассмотрен в гл.
IV.
[2]
Здесь и далее цитаты без указания источника см.:
Отзыв комиссии судей. Зодчий, 1912, N50. –
Сс. 499-502.
[3]
“В проектах под девизом “Старые
годы” и “Два амура с картушью” чувствуется желание авторов
дать со стороны реки, приближаясь от Дворцового моста, величественный вид
открывающегося грандиозного фасада главного здания на фоне выставочной
территории”.
[4]
В оценке “невской” перспективы мы,
подобно конкурентам, следуем предположению программы о возможном выводе склада с
Ватного острова и присоединении его территории к участку
застройки.
[5] На образующемся выступе
размещен ресторан.
[6]
В отношении проектов И.А.Фомина (“Новый
Петербург” и выставочный комплекс) такое мнение общеупотребительно;
недоступность графических материалов проекта С.С.Серафимова для Тучкова буяна не
позволяет подтвердить подобное предположение.
[7]
См., напр., здание Главного казначейства (1913-1915,
совм. с Д.М.Иофаном при уч. С.С.Корвин-Круковского), проект театра с
академической отчетной выставки 1909 г., конкурсный проект грязелечебницы в
Железноводске (совм. с М.В.Замечеком и Д.М.Иофаном), постройки советского
времени в Харькове.
[8]
Воплощение идей естественнонаучного прогресса,
интереса к отечественной и городской истории и художественного
просвещения.
[9] Здесь и далее мы будем
пользоваться этой “калькой” с общеупотребительного в иноязычной
литературе термина “auditorium”.
[10]
“В будущее” – в том числе и в
вопросах архитектуры.
[11]
Так определяют период, когда ведущие позиции в
американской архитектуре заняли приверженцы классической формы, в большинстве
своем получившие образование в парижской Ecole des
Beaux-Arts.
[12]
Арх. Давиу (Davioud), инж. Бурдо (Bourdais).
[13] Разумеется, в
большинстве случаев налицо синтез нескольких начал, схемы “в чистом
виде” встречаются нечасто.
[14]
Международная колониальная выставка в Амстердаме
1883 г., Всемирная 1885 г. в Антверпене.