Следующим этапом стало
“изготовление эскизного проекта урегулирования и застройки”
территории Тучкова буяна[55].
“Для
выполнения этой работы комиссия признала ... целесообразным произвести именной
конкурс путем приглашения трех лиц..., после чего ... предполагает выработать
окончательный проект использования Тучкова буяна и прилегающих к нему
местностей...”[56]
. Были приглашены победитель открытого конкурса
М.Х.Дубинский, а также И.А.Фомин и О.Р.Мунц. Программа претерпела существенные
изменения. Прежде всего, “здание пеньковых складов... предоставляется
составителю проекта или 1) оставить с внешней стороны нетронутым, с назначением
под склады и т.п., или 2) изменив его, по возможности не меняя внешнего вида,
приспособить под одно из предполагаемых зданий, или 3) снести все или частью, в
целях рационального использования места. Здание “шоф” при нем
сносится”. Уточнены размеры построек, состав помещений[57]
, предложения по их использованию; сравнительно с
1912 г. получило развитие “спортивно-развлекательное”
направление. Появился раздел, посвященный урегулированию территории –
требуется “выработать генеральный план всей территории, для чего: ...
урегулировать дамбу Тучкова моста, Александровский проспект, сквер Владимирского
собора, спроектировать новую набережную по реке М.Неве...”. Упоминание о
Петровском острове исчезло – хотя, как мы увидим ниже, все проекты
сохранят отпечаток требования программы конкурса 1912 г. – либо в
непосредственной ориентации на северо-запад (работы И.А.Фомина, М.Х.Дубинского),
либо в размещении выставочного здания у дамбы Тучкова моста (проект
О.Р.Мунца).
Материалы о конкурсе
1913 г. весьма обширны. В 1914-1915 гг. в Архитектурно-Художественном
Еженедельнике были опубликованы три статьи – О.Р.Мунца[58]
, М.Х.Дубинского[59]
и И.А.Фомина[60]
. Кроме подробного описания проектов, в них
содержится ряд графических материалов: в первой – генплан, перспектива
местности с птичьего полета, планы трех главных зданий, во второй – вид
всего комплекса с птичьего полета, планы и перспективные виды отдельных построек
и в третьей – генплан и перспектива застройки (с невысокой точки зрения),
план, фасады и разрез “здания для выставок и спорта”, некоторые
другие планы и разрезы. Фасады, часть планов и перспективу ансамбля из проекта
М.Х.Дубинского также можно найти на страницах Ежегодника Общества
архитекторов-художников (далее – ЕОАХ) за 1914 г., перспективу
фоминского ансамбля (с птичьего полета) – в ряде позднейших
изданий[61]. Кроме того, нашему
вниманию были предоставлены находящиеся в фонде ГМИЛ некоторые графические листы
из проектов И.А.Фомина и М.Х.Дубинского. В сочетании с публикациями сведения о
них приобрели вполне исчерпывающий характер.
Работа конкурентов была завершена 11 июля
1913 г.[62] В газете
“Речь” от 27 августа читаем: “Художники-архитекторы
М.Х.Дубинский, О.Р.Мунц и И.А.Фомин закончили проекты застройки Тучкова буяна...
Авторы двух проектов, гг. Мунц и Дубинский, разрешили задачу не в пользу
сохранения исторического здания. Только И.А.Фомин составил проект застройки
Тучкова буяна так, что дворец Бирона, за сохранение которого высказались
некоторые художественные организации Петербурга, остался в неприкосновенном
виде... Результаты конкурса выяснятся на днях”[63]
. Однако до конца 1913 г. рассмотрение проектов
закончено не было[64]
. Отметим, что в противоположность утверждению ряда
исследователей, нам не удалось найти свидетельств признания М.Х.Дубинского
победителем и вообще присуждения премий по конкурсу 1913 г.
Эскизность проектов, их “промежуточное”
значение подчеркивали и сами архитекторы: “на представляемые ... эскизы
нужно смотреть, как на частичные пробные шаги, которые должны служить первичным
этапом в ... интересной и грандиозной по замыслу ... работе”
(М.Х.Дубинский[65]). “На ...
проекты следует смотреть лишь как на общие решения эскизного характера”
(И.А.Фомин[66]).
В течение
1914 года комиссия занималась выработкой окончательной программы
урегулирования и застройки буяна. В состав образованной для этого подкомиссии
под предс. Г.А.Фальборка вошли Аф.В.Васильев, Д.А.Крыжановский, И.С.Китнер,
С.Н.Смирнов, Л.Н.Бенуа, С.П.Галензовский, М.Х.Дубинский, Л.А.Ильин, Ф.И.Лидваль,
О.Р.Мунц, Н.М.Сокольский, И.А.Фомин,В.П.Цейдлер и Л.В.Шмеллинг. Кроме того, был
разработан вопрос “об
урегулировании Мытнинской набережной с левой стороны Биржевого
моста”[67].
|
|
|
|
Планам
урегулирования местности препятствовала неопределенность судьбы Ватного острова.
“По выяснении вопроса о предполагаемом сносе ... спирто-очистительного
завода” остров было предложено приобрести в собственность или бессрочное
пользование города. Кроме того, “намечается разбить сад вокруг зданий
выставок, съездов и музеев, устроить гранитную набережную по берегу Малой Невы,
от Биржевого моста до Тучкова, привести в благоустроенное состояние Петровский
остров, упорядочить местность вокруг Малого Петровского парка, построить
металлические мосты Биржевой и Тучков”[68].
Доклад “По вопросу о застройке
территории Тучкова буяна и примыкающей к нему местности зданиями для выставок,
съездов и городских музеев”, который подводит итог работам комиссии,
датирован 23 февраля 1915 г. и опубликован в “Известиях городской
Думы” N19 за 1916 г.; он также был выпущен в 1916 г. отдельной
брошюрой. В докладе содержатся исторический обзор, перечни заседаний комиссии,
обоснование вопросов об устройстве “выставок, съездов и музеев”,
предложения городской Думе. В приложениях приведена окончательная – третья
– программа застройки. Там же опубликованы “опись чертежей и
рисунков 6-ти эскизных проектов ...” (более девяноста графических листов
– см. Приложение) и “список лиц, принимавших участие в трудах ...
комиссии...” на протяжении всех 5 лет. Список весьма представителен: в
него вошли архитекторы – Л.Н.Бенуа, С.Н.Беляев, С.П.Галензовский,
Н.Г.Грузов, М.Х.Дубинский, Л.А.Ильин, И.С.Китнер, В.А.Косяков, Д.А.Крыжановский,
Ф.И.Лидваль, М.С.Лялевич, О.Р.Мунц, И.А.Фомин, В.П.Цейдлер, Л.В.Шмеллинг –
, инженеры, представители научных обществ, музеев, учебных заведений,
чиновники.
Ограниченный объем работы
не позволяет нам привести подробное сравнение программ 1912, 1913 и
1915 гг. – хотя по ним можно проследить и формирование представления
о будущем “культурном центре” столицы, и изменение градостроительной
ситуации, связанное с урегулированиями местности, и эволюцию отношения к
историческому зданию буяна. В окончательной редакции вместо общей задачи
“приспособления местности под выставки и съезды” сформулирована
четкая программа урегулирования и застройки территории, создания масштабного
“культурного центра”, включенного в городскую среду –
например, посредством транспортных сообщений. Предполагаемая к прокладке улица,
намеченная еще в проектах 1912-1913 гг., закрепляет зонирование территории
на “парадную” и “служебную” части. По результатам двух
конкурсов решено “здание для выставок расположить вдоль Александровского
проспекта, здание музеев – к Ватному острову, здание съездов – к
дамбе”. Это означает исключение “дворца Бирона” из планов
застройки и окончательный отказ от использования Петровского острова – и,
соответственно, от северо-западной “оси” проектов. Комплекс теперь
предполагается раскрыть в сторону Большой Невы, ориентировав его не на
гипотетический “Новый Петербург”, который к 1915 г. уже потерял
шансы на осуществление, а на исторический центр города.
Отметим, что существовали и иные предположения
касательно будущего местности. Еще в 1905 г. председатель совета
“Общества телесного воспитания “Богатырь”” академик
И.Тарханов обратился в Управу с ходатайством об уступке “дворца
Бирона” для устройства СПб Общественного дома. Проект Тарханова включает
музей физического воспитания, “периодические выставки, съезды, публичные
лекции, беседы по вопросам физического развития, а равно и публичные испытания в
физических упражнениях”[69]
. “Спортивно-оздоровительное” направление
получило развитие в проекте стадиона на Ватном острове[70]
(арх. И.С.Китнер и В.А.Покровский), обсуждавшемся
10 февраля 1915 г. на XI очередном общем собрании ПОА (см. доклад
авторов “Учреждения для нравственного и физического развития народа и
предполагаемое сооружение стадиона в Петрограде”[71]
). Проект, датированный 1914 г., был опубликован
Ю.И.Китнером в статье “Архитектор И.С.Китнер”[72]
; в части истории его создания публикация восходит к
докладу архитекторов. Автор указывает, что идея строительства стадиона
зародилась “после участия России в Олимпийских играх в Стокгольме в
1912 г.”[73]
Некоторые исследователи превратно истолковали эту
дату – в результате проект стадиона в их работах оказался неправомерно
связан с конкурсами 1912-1913 г. на выставочный городок. Впрочем, городские
власти были настроены против проекта, требовавшего “присоединения к
6100 кв.саж. Ватного Острова части городской территории Тучкова
Буяна”[74].
Еще и накануне
появления окончательной программы, предрешавшей судьбу “дворца
Бирона”, согласия по этому вопросу не было. Предложения комиссии подлежали
корректировке с учетом мнения профессионалов. Так, 19 февраля 1915 г.
состоялось заседание Общества архитекторов-художников (далее – ОАХ),
посвященное застройке Буяна. “Часть собрания высказывалась категорически
за сохранение, часть – за сломку, если ... таковая окажется
необходимой”[75]
. Кроме того, предварительное согласие уступить
городу Ватный остров потребовало изменения программ, которые обсуждались на
заседании ОАХ 26 февраля: “присоединение Ватного Острова изменяет
группировку зданий” [76]
. Рассматривались и более радикальные идеи –
так, Я.Г.Гевирц предложил “построить на Ватном Острове здание гор. Думы,
связав его с просветительными учреждениями города...”[77].
В N51 “Зодчего” за 1915 г.
опубликовано письмо Ф.И.Лидваля, А.Е.Белогруда и других архитекторов, в котором
предложен свой взгляд на проблему застройки местности и судьбу “дворца
Бирона”. По мнению авторов, в первую очередь следует сделать обмеры
здания[78]. Далее предлагается
“исполнить новый проект приспособления дворца Бирона для музея или для
другого общественного здания... Когда вопрос о дворце Бирона будет ... решен,
Обществу следует предложить конкурс на застройку Тучкова Буяна и Ватного Острова
совместно...
... Необходимо
рассматривать этот вопрос, не упуская связи ... Тучкова Буяна и Ватного Острова
с исторической планировкой прилегающей местности, как то: Петропавловская
Крепость и Александровский парк с Зоологическим садом.
Центр всего этого места – Петропавловская
Крепость – сам по себе живой памятник-музей русской жизни и русского
художества ..., и музей ... невольно хочется поместить там. Местность,
прилегающая к Народному Дому, с перенесением Зоологического сада ... может быть
использована для культурно-просветительских целей, а Петровский Остров может
быть превращен в место исключительно-народных развлечений.
При такой схеме ... явится возможность разгрузить
Тучков Буян и Ватный Остров, а отсюда, может быть, ... и сохранить дворец Бирона
вполне...”[79]. Авторам удалось в
самых общих чертах предугадать будущее местности: в Александровском парке в
дополнение к Народному Дому был построен театр, “дворец” остался в
первоначальном – складском – качестве и затем использовался в чисто
утилитарных целях, в крепости разместился музей, а Петровский Остров с
одноименным стадионом и в наше время служит средоточием
“исключительно-народных развлечений”.
Итак, в начале XX века “романтическая
мифология” Тучкова буяна сменяется изучением его истории – в т.ч. в
связи с новыми планами использования местности. Ими же продиктованы
градостроительные преобразования, засыпка протоков и присоединение островов к
материковой части Петербургской стороны. Идея застройки Буяна принадлежит
городским властям, а предположения по его использованию постепенно оформились в
конкретную программу создания культурного центра со зданиями для выставок,
съездов и музеев. Ключевыми событиями в этом процессе стали два конкурса –
открытый (имени В.А.Шретера, 1912 г.) и именной (1913 г.). Результаты
обоих состязаний рассматривались как промежуточные и служили для уточнения
задания. Анализу этих результатов будут посвящены следующие главы нашей
работы.
Оглавление |
Далее
|
|
|
|
|
|
При цитировании ссылка на:
1. бумажную версию статьи
2. на www.archi.ru
обязательна
|