[1]Г.И.Ревзин. Ук. соч.
– С. 147.
[2]
Например, во многих жилых комплексах-ансамблях конца
XIX – начала XX века использована классическая композиция с
курдонером.
[3] Модерн же создал
антитезу традиции, которая стала объектом не только “взгляда в
прошлое”, но и “взгляда со стороны” – своеобразную
“разность стилистических потенциалов”.
[4]
Г.И.Ревзин. Ук. соч. – С.
98.
[5] Там же. – С.
126.
[6] Этому способствовал и
потенциал гротеска гиперболизованных форм, лишенных “героического”
содержания.
[7] См., например:
В.Я.Курбатов: 1. О стилях и ложных стилях. 2. Расцвет и смерть произведений
искусства. 3. О классических стилях. 4. Об украшении СПб; М.С.Лялевич. Еще о
стиле. – и др.
[8]
Б.М.Кириков. Неоклассицизм в архитектуре
Петербурга-Петрограда. Краеведческие записки.
Вып. 1. СПб, 1993. – С. 146.
[9]
См., например, ранние проекты
М.М.Перетятковича.
[10]
См. работы А.Л.Пунина, Е.И.Кириченко, Е.А.Борисовой,
Т.П.Каждан, В.Э.Хазановой, Г.И.Ревзина и др.
[11]
“Непосредственное влияние Османа было
огромным. В любой стране, в которой развитие промышленности задержалось по
сравнению с Францией, встречаются примеры градостроительной деятельности,
образцом для которых служила реконструкция Парижа...” (З.Гидион. Ук. соч.
- С. 406.).
[12] И.А.Казусь.
Организация архитектурного проектирования в России (период 1905 – 1917
гг.). АН. Вып. 33. 1985. – С. 278.
[13]
В.Н.Семенов, цит. по: И.А.Казусь. Ук. соч. –
С. 278.
[14] Вспомним
“человеческий масштаб” etc.
[15]
Сохраняются также детали антаблемента, напр.,
карниз, и членение фасада на основание (“базу”), среднюю часть
(“ствол”) и венчание (“капитель”).
[16]
Впоследствии он войдет в арсенал зодчих
модерна.
[17] Здания Сибирского
торгового, Азовско-Донского, Русского торгово-промышленного банков, банков
Вавельберга, Рябушинского, торгового дома Мертенса, дома страхового общества
“Саламандра”, Второго российского страхового общества и
т.д.