пресс-релиз:
Несмотря на неоспоримые заслуги Коржева перед отечественной архитектурой, это первая в России посвященная ему монографическая выставка, и, в определенной степени, она призвана открыть это имя для широкой публики.
Наиболее известен и интересен первый период работы Михаила Коржева, связанный с деятельностью рационалистского объединения АСНОВА в 1920-е годы, на которые пришелся период его учебы, а потом и преподавательской работы во ВХУТЕМАСе. Помимо собственных замечательных проектов в духе АСНОВЫ (театр, Красный стадион), Коржев оставил огромное собрание учебных работ студентов ВХУТЕМАСа по курсу «Пространство», предназначавшихся для выработки программы и учебных пособий (совместно с И. Ламцовым и М. Туркусом). Как характерно для Коржева то, что даже в молодом возрасте он стремился соединять в своей работе архитектора занятия и практикой, и теорией, и педагогикой!
Менее известен, но не менее интересен М. П. Коржев как один из основателей школы советского садово-паркового искусства и ландшафтной архитектуры и исследователь истории российского паркостроения. За 60 с лишним лет работы в этой области им созданы или восстановлены парк МГУ на Ленинских горах, Измайловский парк, парк в Химках, многочисленные скверы. Ему принадлежит фундаментальное исследование парков в Павловске и Богородицке, детальное описание памятников ландшафтной архитектуры Москвы и области. Многие годы Коржев посвятил теоретическим проблемам озеленения и устройства парков. Но главным является то, что он создал целую школу, из которой вышли многие из ныне здравствующих и проектирующих архитекторов-ландшафтников, с благодарностью вспоминающих своего наставника.
Его творческий путь отмечен невероятной целостностью и целеустремленностью, преданностью профессии и высоким профессионализмом. Как выпускник ВХУТЕМАСа, Коржев воспринял от архитектурных исканий авангарда пафосную мотивацию социального переустройства мира посредством новой архитектуры, а как деятель АСНОВЫ и сподвижник Н. Ладовского, — усвоил рационалистский подход к выбору архитектурного решения, материалов и методов. Обе эти основополагающие для его мировоззрения как архитектора идеи гармонично соединились в его творчестве: в ландшафтную архитектуру, которая наравне с архитектурой зданий должна была создавать красивую и здоровую среду для полноценной жизни людей нового времени и нового мира, Михаил Коржев привнес то исключительное внимание к прагматике создаваемого образа, которое отличало лучшие проекты архитекторов-рационалистов. Его художественная интуиция, умение прочувствовать создаваемый образ природного объекта, подобрать соответствующие материалы, растения, композиционное, колористическое, пространственное и перспективное решение, точно понять и передать то настроение или ту атмосферу, которых требовало назначение создаваемого ландшафта, и сделало его непревзойденным мастером ландшафтной архитектуры. Этот удивительно гармоничный человек выразил себя и свое мироощущение через синтез, казалось бы, принципиально несоединимого: конструктивистского внимания к функции и поэтики классической и романтической формы пейзажа, традиции и современности.
Несмотря на перипетии истории отечественной архитектуры 1920—1950-х гг., на которые пришелся период его творческой активности, Коржев очень гармонично реализовал себя в любимом деле, с неизменным успехом демонстрируя высокий профессионализм, созвучие настроениям эпохи и общества и их потребностям. Здесь примечательна разносторонность его мироощущения, стремление не замыкаться в избранном стиле или времени. Коржевские проекты времен объединения АСНОВА дали интереснейшие образцы архитектуры советского конструктивизма и показали в нем архитектора нового, социалистического общества, понимающего свое время и его задачи. Но при этом он не позволил себе забыть богатые традиции русского паркостроительства: недаром на склоне лет Коржев много времени посвятил реставрации Богородицкого парка в усадьбе первого в России теоретика садово-паркового искусства А. Т. Болотова.
Чем бы ни занимался Коржев, это всегда был очень разносторонний творческий процесс: любое задание, любой проект вели за собой всестороннее исследование проблемы, разработку теоретических и методических аспектов вопроса, а главное — всегда превращались в тот опыт, который архитектор стремился передать своим ученикам. Обе главные темы его жизни — авангард и парковые ландшафты — нашли масштабное отражение во всех областях его деятельности.
Такое удачное сочетание таланта практика, теоретика-исследователя и педагога — редкое явление даже среди мастеров-гениев. Коржев обладал удивительной душевной щедростью, желанием и умением любой опыт личного творчества и исследований сделать доступным для всех. Видимо, за это судьба была к нему благосклонна. Он много и удачно проектировал и строил. И он навсегда останется в памяти друзей, учеников, сотрудников и в истории отечественной архитектуры, несмотря на непостоянство и изменчивость объекта своего архитектурного творчества — самой природы.
Наша выставка — дань памяти и уважения одному из главных творцов и идеологов ландшафтной архитектуры и одному из видных мастеров русского архитектурного авангарда. Будем рады, если, посетив эту выставку, посетители разделят с нами это чувство признательности и благодарности выдающемуся мастеру.
Диана Жданова
|