пресса

события

фотогалерея

российские новости

зарубежные новости

библиотека

рассылка новостей

обратная связь

archi.ru
События События Пресса Пресса Пресса
 

Курс лекций «Русское искусство»

лекция история искусства Наследие
  дата: 04.10.2012 - 21.02.2013
  город: Москва
  адрес: Студия Seasons. Дизайн-завод «Флакон», ул. Большая Новодмитровская , д. 36/4
  организатор: Школа Seasons
  ссылки: Подробнее на www.seasons-project.ru
  Ведущая – Елена Владимировна Долгих. Курс о русском искусстве, точнее обо всем, что можно отнести к предметному миру и назвать декоративно-прикладным искусством
 
связанные события:
  09.10.2012 - 02.04.2013
лекция

Курс лекций «Дизайн XX века» в школе Seasons
пресс-релиз:
Раздел 1. Искусство и художественное ремесло древних славян, Киевской Руси, Московского государства. 

4 октября. Древние славяне. I – X вв. Ранний славянский этнос - верования и мифология. Развитие древнеславянской культуры. Материальная культура и художественное ремесло: обработка камня, глины, кости, дерева. Художественный металл: изделия из бронзы и серебра (фибулы, подвески, гривны); технологии формообразования и художественной обработки (ковка, литьё; выемчатая эмаль, зернь, скань, позолота). Геометрические орнаменты. 


11 октября. Киевская Русь X–XII в. Принятие христианства. Ремесло Киевской Руси и художественная культура Византии. Монументальная форма искусства – мозаики Софии Киевской. Стеклоделие - изготовление смальты и выдувных сосудов. Деревенское и городское ремесло, княжеские заказы. Художественный металл: серебро, медь, билон. Литьё, чеканка, ковка; зернь, скань, резьба, чернь, басма, позолота, огневое золочение. Перегородчатая эмаль - новый вид искусства! Региональные особенности художественного ремесла. Орнамент, его виды.

18 октября. Среднерусские земли ХI – ХIII веков. Великий Новгород XII–XVI вв. Формирование региональных художественных центров Древнерусского государства: Чернигов, Смоленск, Полоцк. Перегородчатая эмаль Рязанского княжества. Искусство Владимиро-Суздальской земли: архитектура и расцвет белокаменной резьбы. Златокузнечество. Влияние романского искусства Европы. Культура вольного города, влияние Киева, Византии, Западной Европы. Чеканка. Перегородчатая эмаль. Памятники новгородского литургического искусства – сокровища ризницы Софийского собора. Орнаментальная культура. Новгородская скань. Драгоценные камни в украшениях. Медное литьё. Формирование собственной школы новгородского искусства. Серебряная утварь. Новгородская школа древнерусского лицевого шитья.

25 октября. Московское княжество XIV – XVI вв. Образование Московского княжества. Особенности московской торевтики. Влияние восточного искусства. Особенности орнаментальной культуры. Мастерские митрополита Фотия. Художественный центр в Троице-Сергиевом монастыре. Творчество мастера Ивана Фомина и инока Амвросия. Княжеские мастерские. Оружейная палата, организация серебряного дела. Иностранные мастера. Роль мастеров – выходцев из региональных земель. Орнаментика на основе растительных элементов – «травы».

1 ноября. Керамика и гончарство, лицевое и орнаментальное шитье в Московском государстве. От ручной лепки к ручному гончарному кругу. Цветные глазури. Чернолощеная и морёная керамика, терракота. «Ценинное дело» - белорусские мастера. Изразцовые убранства. Ведущие школы. Лицевое шитьё: техники, центры, школы. «Живописный стиль». Царские мастерские Софьи Палеолог и Елены Волошанки. Мастерская Соломонии Сабуровой. Царские мастерские Анастасии Романовны, Ирины Фёдоровны и Ксении Годуновых. Княжеские мастерские Ефросиньи Старицкой.

8 ноября. ХVII век. Московское государство после Смутного времени. Эстетика нового придворного церемониала. Влияние западноевропейского маньеризма и барокко на стиль русского искусства ХVII в. Московское барокко. Орнамент: от «фряжских трав», «цирот», «цветочного стиля» к «дивному узорочью». Работы мастеров Золотой и Серебряной палат. Сльвычегодские расписные эмали. Холмогорская резьба по кости. Производство серебряной утвари в Москве. Развитие посудных форм. Русский дом, пространственная структура хором. Дерево в русской культуре. Развитие интерьеров и теремного убранства: царские и боярские палаты. Декоративные приёмы в отделке жилых покоев: роспись, окраска, ткани, изразцы. Специфика колористических решений. Развитие мебельного дела.

15 ноября. Керамика, стеклоделие, искусство шитья Московская керамика: красноглиняные и поливные изделия. Архитектурная и бытовая керамика, глиняная игрушка. Гончарная слобода в Москве. «Красные» и «муравленые» изразцы. Изразцовый декор в архитектуре. Стеклоделие в Московском государстве ХVII века. Приглашенные европейские и украинские мастера. «Черкасские» традиции» и стекло «фасон де венис». Царский завод в Измайлове. Русское стекло «московского барокко». Характер бытования стеклянных изделий. Искусство лицевого шитья: мастерские Е.Л.Стрешневой, А.И.Строгановой, царевны Софьи. Сложение стиля лицевого шитья под влиянием иконописи. Орнаментика.

Раздел 2 Декоративно-прикладное искусство ХVIII века.

22, 29 ноября. Барокко. Первая половина ХVIII века. Европейские художественные стили на русской почве. Приглашенные мастера «петровского барокко» (голландские, итальянские, английские, французские влияния). Светская культура. Мануфактурные производства (стеклянные, фаянсовые, шелковые, суконные). Императорские Шпалерная и Гранильная фабрики. Изготовление предметов роскоши. Новая архитектура. Дворцовый интерьер петровской эпохи. Стиль шинуазри, лаковое дело. Резьба по кости и дереву (Холмогоры). Мебельное дело (охтинские мастера). Голландские изразцы в русском интерьере. Интерьеры барокко. Древнерусские традиции и европейские новации. Появление миниатюры на эмали. Светское платье.

29 ноября. Стекло. Стекольные заводы под Санкт-Петербургом: Ямбургский и Жабинскский. Приглашенные мастера и обучение русских стеклоделов. Кубки «большого орла». Стекольный завод на Фонтанке. Русский кубок с гравированным декором, как репрезентативное стекло эпохи барокко и рококо. Сложение школы русской гравировки по стеклу. Частные стекольные мануфактуры: Мальцовы и Немчиновы. Стекло «зеленой материи». Поташный хрусталь - калиевое стекло. Опыты М.В.Ломоносова в производстве цветного стекла и смальты. Стеклянная мозаика. Зеркала и осветительные приборы.

6 декабря. Середина ХVIII века. Художественная культура эпохи царствования Елизаветы Петровны. Барокко и рококо в русском искусстве ХVIII века. Ансамбли дворцовых интерьеров архитекторов В.В.Растрелли и А.Ринальди. Внутренние пространства и колористические решения. Мебель середины ХVIII века, характер французских влияний, работы охтинских мастеров. Моды в стиле рокайль: развитие костюма. Парадные сервизы. Ювелирное искусство. Придворные мастера. Основание фарфорового производства в Санкт-Петербурге. Творчество Д.И.Виноградова. Русский классицизм. Классицизм и русское искусство эпохи Екатерины II. Российская Академия художеств. Принципы организации дворцового интерьера. Характер ансамбля в стиле классицизм. Русская мебель петербургских мастерских. Творчество Д.Рентгена. Развитие стиля «жакоб». Мастерская Г.Гамбса. Русские мебельщики. Московская школа, мастерская П.Споля. Мастера русской усадьбы. Северные художественные центры. Фабрика черневых и финифтяных изделий в Великом Устюге. Русская бронза. Творчество П.Ажи. Русский поделочный камень, «русская мозаика». Произведения Петергофской и Екатеринбургской гранильных фабрик и Колыванского завода. Вазы по проектам ведущих архитекторов.

13 декабря. Русское художественное стекло второй половины ХVIII века Петербургский центр стеклоделия. Декорирование стеклянных изделий. Назьинский завод и стекольное производство кн. Потёмкина. Создание Императорского стеклянного завода. «Цветная материя» - феномен отечественного стеклоделия. Формы столового стекла. Живописные декоры на цветном и бесцветном стекле. Орнаменты. Первые стеклянные сервизы. Завод А.Бахметева и развитие провинциальной школы живописи на стекле. Стекло в интерьере классицизма. Осветительные приборы екатерининской эпохи: бронза, хрусталь, цветное стекло. Мастерские Петербурга и ведущие мастера.

20 декабря. Фарфор эпохи классицизма «Золотой век» Екатерины II и фарфор императорского завода. Влияния саксонского, затем французского фарфора на формы и роспись императорских изделий. Орнаментальная структура в стиле Людовика ХVI. Проявление национальных черт в эстетике русского фарфора. Живописные и графические источники сюжетной росписи фарфора. Декоративные вазы. Изделия для «вседневного обихода». Ж.-Д. Рашетт и бисквитная пластика. Мелкая фарфоровая пластика и серии фигур «Народы России» и «Торговцы и ремесленники». «Античная строгость» Павловского фарфора. Первое частное фарфоровое производство – завод купца Ф.Гарднера в Вербилках. Орденские сервизы.

Раздел 3. Декоративно-прикладное искусство ХIХ – начала ХХ веков.

17 января. Русский ампир. Влияния французского стиля империи. Русские архитекторы. «Золотой век» русской мебели, образование комплектов и гарнитуров, крупные мастерские в Петербурге (Гамбс, Тур и др.). Русская бронза в пространстве ампирного интерьера. Художественный металл в стиле ампир. Императорский фарфоровый завод. Скульптор С.Пименов. Юсуповский сервиз. Севрские мастера на ИФЗ. Росписи золотом. Частные фарфоровые заводы Гарднера и Попова. Свинцовый хрусталь. «Стеклянные» проекты Тома де Томона, А.Воронихина, К.Росси в античных традициях. Стекло и фарфор в организации парадного стола. Деятельность завода Бахметева. Мемориальное стекло, посвященное победам в войне с Наполеоном. Осветительные приборы. Интерьеры городской усадьбы в послепожарной Москве.

24 января. Вторая четверть – середина ХIХ века. Романтизм в европейском искусстве. Стиль бидермайера. Жилой интерьер: обстановочные приёмы, зонирование. Первые Всероссийские художественно-промышленные выставки. Развитие исторических стилей: неоготика, неорококо, необарокко в русском декоративно-прикладном искусстве, жилом и дворцовом интерьере. Деятельность казённой бронзовой фабрики при Академии художеств, мастерские при ИФЗ и ИСЗ. Особенности «стильной» мебели.

31 января. Фарфор и стекло 1840 – 1850х годов. Императорские и частные производства. Отечественное фарфоровое производство: ИФЗ времён правления Николая I; частные фабрики Батенина, Корнилова в Петербурге, Гарднера, Попова, в Москве. Гжельские заводы, особенности форм и декора крестьянских предприятий (Сафронова, Сапунова). Стекло и хрусталь Императорского завода. Частные стекольные производства Бахметева, Мальцовых, Орлова, сохранение традиций в развитии новых художественных идей.

7 февраля. Эпоха историзма. Эклектика в «эпохе воссозданий». Новое прочтение античности, мода на Ренессанс. Архитекторы А.Брюллов, И.Монигетти, А Штакеншнейдер в создании дворцовых интерьеров. Типология «стильных» интерьеров: неоготические кабинеты и библиотеки, барочные гостиные и спальни, рокайльные будуары и дамские салоны. Восточные направления. Ведущие мебельные фирмы Петербурга и Москвы. Феномен венского стула. Исторические реминисценции в стекле, фарфоре, металле. Бронзовая «кабинетная» пластика по моделям скульпторов П.Клодта, Е Лансере, А.Обера. Художественное чугунное литье. Русские ювелирные фирмы Петербурга и Москвы. Искусство Фаберже.

14 февраля. Русский стиль. Идея «официальной народности» и формирование русско-византийского стиля в отечественном искусстве. Народное творчество в поиске национальных художественных истоков. Энциклопедия древнерусского орнамента. Творчество В.Гартмана и И.Ропета. Абрамцево и художественные мастерские под руководством В.Мамонтовой и Е. Поленовой. Талашкино и деятельность княгини М.К.Тенишевой. Интерьер в «русском стиле». Мебельное дело и крестьянские резчики. Народная тема в росписи фарфора ИФЗ и частных производств. Стекло в «русском стиле», росписи Е.Бём. Художественная бронза в «русском стиле». Неорусский стиль. Новые идеи в мебельных формах и декоративной резьбе. Московский Кустарный музей. Майолика и керамика Врубеля.

21 февраля. Рубеж ХIХ – ХХ вв. Модерн. Неоклассицизм. Интернациональный модерн. Неорококо, неоготика и японское искусство в формировании «современного стиля». Орнаментально-декоративная структура и колористические особенности модерна. Символизм в декоративном арсенале модерна. Интерьеры в стиле модерн: от частного особняка к доходному дому. Творчество Ф.Шехтеля. Серебро, бронза, фарфор, мебель, ювелирное искусство, резьба цветного поделочного камня, керамика, возрождение майолики, цветные глазури в «современном стиле». Фарфоровая пластика по моделям К.А.Сомова, В.А.Серова и других художников, «фарфоровой империи Кузнецовых». Новое в стекле: гильошир, «Камейное стекло» в стиле Галле, школа Нанси в русском стекле, витражи русского модерна.

Полный курс состоит из 18 лекций, возможно посещение разделами.
Занятия будут проходить по четвергам с 19:00 до 21:30.


Рейтинг@Mail.ru

Copyright archi.ru

Правила использования материалов Архи.ру
Правовая информация
архи.ру®, archi.ru® зарегистрированные торговые марки