|
пресс-релиз:
Московская Государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова с гордостью представляет выставку российского художника, архитектора, дизайнера, теоретик искусства и изобретателя Вячеслава Колейчука, приуроченную к выходу в свет его новой книги «Моя азбука». Творчество Колейчука принадлежит к тем счастливым случаям в отечественном искусстве, когда экспериментальные достижения художника-новатора оказываются равно доступны утонченным знатокам и широким зрительским массам. Отличающийся большим разнообразием творческих интересов и редким универсализмом артистического дарования, Вячеслав Колейчук выступает как один из создателей отечественного кинетизма, участник легендарной группы «Движение» - и, вместе с тем, именно благодаря ему обрели свой внешний облик фантастические приборы из полюбившегося многим фильма "Кин-дза-дза" – транклюкатор и гравицапа. Вячеслав Колейчук – один из немногих современных авторов, последовательно развивающих традиции русского конструктивизма. Наибольшую известность ему принесло создание "мгновенно-жестких" (функционирующих за счет эффекта сжатия и распора) и "самовозводящихся" конструкций, а также создание и научное обоснование техники "стереографики" (рисунка по металлу, нанесенного по сложной геометрической схеме и производящего иллюзорный эффект трехмерного объема). Среди наиболее значительных произведений Колейчука объект «Сфера» (1965, Третьяковская галерея), «Куб мгновенно-жесткий» (1971, Музей «Другое искусство» при Российском гуманитарном университете). серия «Невозможные объекты» (1969–1970, Музей Циммерли Рутгерского университета, Нью-Джерси, США) и, наконец, прославленная «Стоящая нить» (1970, собрание художника). В отличие от многих других представителей неофициального искусства, Колейчук сумел реализовать ряд своих идей в новаторских формах монументальной скульптуры, среди которых кинетическая композиция на площади Курчатова «Атом», , (1967, не сохранилась) и спроектированная для московского мемориального Музея космонавтики стержне-вантовая «Птица» (1980–1981). Кроме того, он участвовал в оформлении павильонов СССР на трех всемирных выставках "ЭКСПО" и является лауреатом ряда Государственных премий (в том числе, Государственной премии России 2000 года за самонапряженную конструкцию «Парус» на площади Наций в Новой олимпийской деревне). Начиная с 1970-х гг. художник дополняет свою практическую работу систематическими научными изысканиями, становясь в один ряд с крупнейшими теоретиками русского авангарда – его статьи публикуются в ведущих специализированных журналах: «Техническая эстетика», «Декоративное искусство СССР», сборниках ВНИИТЭ. Ключевой теоретический труд Колейчука, «Кинетизм», является единственной серьезной отечественной монографией, посвященной этому творческому направлению. Активность Вячеслава Колейчука как художника и как исследователя будто бы опровергает расхожий стереотип об «Авангарде, остановленном на бегу» - настолько естественным и органичным продолжением конструктивистских экспериментов кажутся его артистические опыты. Неустанно подчеркивая значимость своих предшественников в искусстве, Колейчук решается, в том числе, на поистине подвижнические шаги – невозможные для многих современных художников в силу их эгоцентризма – так, к примеру, он указывает на первого, забытого , автора идеи самонапряженных конструкций – российского авангардиста начала 20-х годов Карла Иогансона, и создает точную реконструкцию выставки Общества молодых художников 1921 года (Родченко, Георгий и Владимир Стенберги, , Медунецкий), ставшую частью постоянной экспозиции Государственной Третьяковской галереи. Мы рады возможности продемонстрировать многогранную деятельность Вячеслава Колейчука в стенах нашего выставочного зала и приглашаем всех желающих оценить смелые эксперименты художника и поистине леонардовский охват его творческих интересов.
|