пресса

события

фотогалерея

российские новости

зарубежные новости

библиотека

рассылка новостей

обратная связь

archi.ru
События События Пресса Пресса Пресса
 

Где находится красота? Композитор Мартынов против архитектора Михаила Филиппова

круглый стол Архитектура
  дата: 01.11.2023 17:00
  город: Москва
  адрес: Гостиный двор
Ильинка, 4
  организатор: Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова
  Междисциплинарная дискуссия о путях культуры в рамках Зодчества.
 


Предоставлено организаторами дискуссии
связанные события:
31.10.2023 - 02.11.2023
фестиваль

Зодчество 2023
пресс-релиз:
Модератор: искусствовед и архитектурный критик Лариса Копылова

Участники – выдающиеся авторы нашего времени. Архитектор Михаил Филиппов, построивший классические ансамбли и города, заведующий творческой мастерской архитектуры Академии Глазунова, член-корреспондент РАХ. Владимир Мартынов, композитор и философ, автор «Заповедей блаженств» и реквиема Der Abschied, книг «Конец времени композиторов», «Казус Vita Nova», «Книги перемен» и других. Вопросы для обсуждения:

- что мы переживаем сейчас: плавный апокалипсис или рождение новой жизни?

- как новое в искусстве связано с академической школой?

- какова роль автора и в чем его опора?

- где находится красота?  

Поводом для разговора о красоте стал культовый фильм Соррентино «Великая красота». Герой фильма, писатель, ищет великую красоту в искусстве, религии, любви – и не находит. Но в ключевые моменты фильма звучит райская музыка русского композитора Мартынова в инструментальном варианте, в исполнении Kronos-квартета. Изначально же она была написана для солистов ансамбля «Сирин», и это «Заповеди блаженств» из Нагорной проповеди Христа. Если Соррентино об этом не знал и это совпадение, то оно тем более красноречивое. То есть герой великую красоту не нашел, но в русской музыке она звучит.

И Мартынов, и Филиппов - представители традиционного направления, соответственно, в музыке и архитектуре. Оба нашли свою линию в творчестве, пережив личное преображение в 1980-х. Филиппов ушел от авангардной концепции автора-демиурга к смиренному рисованию исторического города, представил классический город в бумажном проекте «Стиль 2001 года», выиграв с ним международный конкурс в 1984 году, и спустя 30 лет этот город построил. Сейчас преподает ордерную систему классики по собственной методике в академии Глазунова. Мартынов ушел от авангардных опытов, найдя опору в древних знаменных распевах и средневековой церковно-канонической музыке, но и в рок-музыке и минимализме.

Несмотря на согласие в опоре на канон, Владимир Мартынов и Михаил Филиппов пути развития культуры видят по-разному, не совпадают и их взгляды на современное искусство, к которому Мартынов, скорее, благоволит. На диспуте будут затронуты извечные вопросы. Кто виноват во всеобщей коммерциализации искусства, и что делать с угрозой утраты академической школы:  архивировать или идти вперед? И можно ли остаться в точке покоя, находясь во всеобщем смерче, сметающем остатки красоты? В книге «Автоархеология» Владимир Мартынов как раз говорит о двадцати годах, проведенных им в Троице-Сергиевой лавре в изучении древних распевов и византийского осмогласия, как о точке покоя в центре урагана. Михаил Филиппов, представивший вместе с еще тремя архитекторами идеальный город по образу Небесного Иерусалима на выставке «Истина в городе» (Зодчество 2021) в самом центре зала, показал, что классики в количественном отношении мало, но она зато находится в самом центре – в той самой точке покоя, из которой, как мне кажется, есть шанс услышать и увидеть великую красоту.

Ссылка на деловую программу.


Рейтинг@Mail.ru

Copyright archi.ru

Правила использования материалов Архи.ру
Правовая информация
архи.ру®, archi.ru® зарегистрированные торговые марки