Дискуссионная программа предполагает рассмотрение ряда ключевых вопросов, связанных с функционированием стрит-арта и его ролью в моделировании городского пространства, а также проблемы его институализации в виде музея. В качестве выступающих приглашены:
Юрий Аввакумов (Москва) – архитектор, художник, куратор и экспозиционный дизайнер;
Дмитрий Голынко (Санкт-Петербург) – поэт, критик, теоретик современной культуры;
Арсений Сергеев (Москва–Екатеринбург) – художник, куратор, арт-директор Школы современного искусства «АртПолитика» в Екатеринбурге и Перми;
Сергей Ситар (Москва) – архитектор, архитектурный критик и теоретик;
Анна Нистратова (Москва) – куратор стрит-арт-проектов.
Дискуссию ведет главный редактор журнала «Проект Балтия» Владимир Фролов. Кураторы проекта – Дмитрий Голынко и Владимир Фролов.
В сегодняшнем глобальном культурном пространстве – от Нью-Йорка до Сиднея и от Берлина до Сан-Паулу – трудно представить себе более модный и неоднозначный феномен, нежели стрит-арт, производящий художественные интервенции в городскую среду. Урбанистическое искусство становится популярным именно в тот момент (на рубеже и в начале 2000-х), когда термин «современное искусство» перестает связываться с авангардным жестом и интеллектуальным усилием и начинает отождествляться с гламурным времяпрепровождением или непосредственной рыночной выгодой. В такой ситуации стрит-арт приравнивается к массовому протестному движению, которое призвано обновить социальные функции искусства и переосмыслить представления о его традиционном месторасположении (в музеях, галереях и т. п.). Поэтому в центре публичной дискуссии сегодня находится вопрос о легитимности стрит-арта, о его принадлежности к отвоеванной «территории искусства» (расширенной до масштаба удаленных и неблагополучных городских кварталов) или его отнесении к экстремальному опыту молодежных субкультур.
Сегодня стрит-арт если не задает, то, во всяком случае, преобразует жизненный дизайн крупнейших мировых мегаполисов. Парадокс в том, что чем более протестным и социально значимым будет политическое высказывание, предложенное стрит-артистом, тем скорее оно превратится в прибыльную туристическую достопримечательность. Стрит-арт вынужден балансировать между двумя полюсами: политического дизайна и дизайна гламурного, между имиджем самобытного неподцензурного искусства и положением одного из сегментов индустрии развлечений. В сторону какого из полюсов двинется стрит-арт – вопрос открытый и спорный, аргументы в свою пользу могут найти сторонники любого из прогнозов.
Панельная дискуссия, предлагаемая вниманию гостей и участников Manifesta, сосредоточится на проблеме возможности – или невозможности – такого радикального музея, который бы экспонировал нередко эфемерные и кратковременные (не предназначенные для музейных залов) объекты уличного искусства. Если подобный музей принципиально возможен, то каковы будут стратегии и принципы коллекционирования стрит-арта? Какими критериями отбора и концептуальными подходами станут руководствоваться создатели и работники такого радикального музея? Каковы специфические технологии хранения и показа стрит-арта в музейном или галерейном пространстве? Все эти и сопутствующие вопросы, связанные с поэтикой и политикой стрит-арта, предложены к рассмотрению во время дискуссии.