Курс лекций об основных культурных феноменах китайской и японской культуры
пресс-релиз:
Лекции читает Анна Гусева, PhD
ст. научный сотрудник, НИИТИАГ; редактор группы сайтов 360.ru
Окончила исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова в 1998 году, отделение истории искусства. С 2003 года научный сотрудник НИИ Теории и Истории Архитектуры и Градостроительства. В 2011 защитила диссертацию на архитектурном факультете Токийского Университета в лаборатории архитектора Т. Фудзимори и профессора С. Мурамацу. Член ассоциации искусствоведов (АИС). Сфера научных интересов: история архитектуры и искусство стран Азии и Дальнего востока; градостроительство России и Японии, современная архитектура Японии.
Интенсивное развитие философско-религиозных учений, государственности, художественных традиций и наук, которое началось тысячи лет назад на огромной территории Китая, стало источником важнейших знаний для народов Азии и Европы. В культуре Китая и Японии есть много точек соприкосновения: от письменности до религии, однако японская культура, заимствуя, каждый раз перерабатывала чужое таким образом, что оно превращалось в новое самобытное явление. Так, учение о медитации получило материальное воплощение в искусстве сухого сада.
В курсе лекций будет рассказано об основных культурных феноменах китайской и японской культуры, начиная с 4 тыс. до н. э. и заканчивая концом средневековья в XVI в.
20.10. Тайны курганов Срединной земли
Культура Китая периода первых династий: от мифических правителей Яо и Шунь 3 тыс. до н.э. до легендарного объединителя Китая императора Цинь Ши-хуан-ди, который в III в. до н.э. оградил империю Великой китайской стеной.
27.10. «Путь богов» страны Ямато
Значение религии синто («путь богов») в мироощущении японской культуры, древняя мифология и спор о происхождении народа Ямато. Артефакты культуры периодов Дзёмон и Яёй (4 тыс. до н.э. – III в н.э.)
03.11. На восток по шелковому пути
Буддийские пещерные храмы Китая (IV–VII вв.), расположенные вдоль шелкового пути, в которых сохранились уникальные росписи и скульптурные группы: Юньган, Лунмынь, Могао (Дуньхуань). Искусство буддийских монастырей пустынных оазисов из собрания Эрмитажа.
10.11. Мир Будд и Бодхисатв
Буддийская скульптура Японии (VI–VIII вв.), в пластике и символике которой с наибольшей отчетливостью воплотилась сложность и многообразие буддийской образности.
17.11. Материальность пустоты
Сакральная архитектура Японии (VII–XV вв.), особенности её архитектурно-пространственных решений на примере уникальных комплексов монастыря Хорюдзи (607–710 гг.) и Тодайдзи (начало VIII в.) в Нара, Бёдо-ин (1053 г.) в Удзи, дзэнских храмов и вилл-монастырей Киото.
24.11. Иероглиф: письменность или живопись?
Пройдя путь от гадательных знаков до виртуозной скорописи, каллиграфия стала неотъемлемой частью дальневосточной культуры, ее визуальной поэзией и словесной живописью. В лекции будут рассмотрены стили каллиграфии в Китае и Японии и ее взаимодействие с живописью и другими искусствами.
01.12. Столица мира и спокойствия
Город Хэйан-кё (сейчас Киото) был спланирован в месте наибольшего благоприятствования согласно законам геомантии, и эпоха Хэйан (X–XII вв.) по праву считается золотым веком японской культуры. Поэзия, любование цветами, музыка, праздники и ритуалы наполняли мир аристократии старого Киото, свидетельства чему сохранились в литературе и на живописных свитках.
08.12. О высокой сути лесов и потоков
Главная тема лекции – китайская пейзажная живопись. Ее законы были заданы профессиональными художниками членами Академии живописи династии Тан (VII–X вв.), и отточены художниками-поэтами литераторами династии Сун (X–XIII вв.).
15.12. Искусство медитации
Китайская школа чань («медитация») считается квинтэссенцией китайского буддизма. Известность получили не только парадоксальные притчи-коаны, но и живопись художников-монахов. Коллекции китайской живописи собирали и японские сёгуны, которые также покровительствовали и японским художникам, и садовникам-монахам, создавшим уникальное искусство сухого сада в монастырях Камакура и Киото.
22.12. Рафинированная простота
Основоположником японской чайной традиции «безыскусного чая» (ваби-тя) был монах и мастер чайной церемонии Сэн-но Рикю (1522–1591), который сформулировал эстетические принципы «ваби-саби», воплощенные в неровной глиняной посуде, лаконичном дизайне, естественной форме дерева, составляющим то, что в наши дни называют «японским стилем».
Участие в лектории платное. Стоимость посещения одной лекции 500 руб. Стоимость лекции для льготных групп граждан (пенсионеры, студенты, многодетные семьи) - 300 руб. Вы можете записаться как на отдельные лекции, так и на весь цикл, воспользовавшись услугой абонемента, который позволит Вам зарезервировать лучшие места в лектории и получить скидку. Запись и информация по тел.: +7(495) 916 57 42, +7(499) 347 32 89