Решение транспортных проблем Москвы – задача титаническая, требующая объединенных усилий многих специалистов и реализации комплексной программы, сочетающей реформы инфраструктуры, развитие общественного транспорта, пересмотр городской политики в отношении доступа личного транспорта в центр и регулирования маятниковых потоков. Одним из ключевых элементов разрабатываемой программы стал проект комплексной реконструкции Малого кольца Московской железной дороги (МКЖД), принятый Правительством Москвы в 2011 году. Железнодорожные пути протяженностью 54 км., проложенные примерно на расстоянии от 5-12 километров от Кремля, использовавшиеся на протяжении последних 100 лет (начиная с 1934 г.) под грузовые перевозки, панируется реконструировать и переоборудовать железнодорожную инфраструктуру для обслуживания пассажирского транспорта.
Кроме того, на базе Малого кольца будет создана новая система коммуникации различных видов транспорта: частного, общественного, наземного и подземного. Для связи различных транспортных систем проектом предусматривается строительство многофункциональных транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) на ключевых остановочных пунктах кольца. В общей сложности будет построены 31 остановочный пункт, из которых 19 ТПУ, из которых, 12 – с пересадкой на метрополитен, 6 – на радиальные направления и один – обеспечивать оба вида одновременно. В силу уникальности их многофункционального назначения новых станций, для них будут разрабатываться индивидуальные архитектурные и технические решения, отвечающие современным представлениям о комфортном и экологичном транспорте.
Комплексная реконструкция и новое строительство будет проходить параллельно с реставрацией и приспособлением сохранившихся с начала 20 века исторических зданий и сооружений МКЖД, возведенных в 1903-08 годах по проектам архитекторов и инженеров П. И. Рашевского, А. Н. Померанцева, Н. В. Марковникова и И. М. Рыбина. Сохранившиеся объекты, в частности уцелевшие станции в стиле московского модерна, депо, мосты и мастерские будут включены в новую инфраструктуру.
Более подробно, об историко-архитектурном исследовании сохранившихся объектов МКЖД, о проекте «Реконструкции и развития Малого кольца Московской железной дороги» и концепциях станций и транспортно-пересадочных узлов, а также о роли МК МКЖД в градостроительной политике Москвы на круглом столе «Большие ресурсы Малого кольца» расскажут:
- Андрей Гнездилов, главный архитектор ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы»; - Ирина Крымова, руководитель мастерской № 20 историко-градостроительных исследований Моспроекта-2 им. М.В. Посохина; - Тимур Башкаев, главный архитектор МКЖД; - Алексей Зотов, заместитель генерального директора ОАО МКЖД