пресс-релиз:
Российская академия наук Федеральное агентство по культуре и кинематографии Государственный институт искусствознания Программа международной научной конференции ИДЕЯ И ОБРАЗ. Принципы и методы исследования искусства византийского и поствизантийского мира 1-2 ноября 2005 Начало утренних заседаний в 10 часов 30 минут Начало вечерних заседаний – в 15 часов
1 ноября Утреннее заседание А.И. Комеч, директор Института искусствознания. Вступительное слово
Иконография архитектуры. Границы интерпретации. Ведущий – А.Л. Баталов
А.И. Комеч (Москва, Институт искусствознания). «Урожайная технология» на художественной ниве.
Slobodan Ćurčić (Princeton University). Stylite Saints and Ambos. “Boundaries” of the Uncontainable in Byzantine Church Iconography.
А.Ю. Казарян (Москва, Институт искусствознания). Образы «Майр екелеци» («Матери-церкви») в армянской архитектуре.
А.Л. Баталов (Москва, ФГУ «Московский Кремль», Институт искусствознания). К истории Иерусалимского образца в архитектуре средневековой Руси: спорадичность явления или сложившаяся традиция
В.В. Седов (Москва, Институт археологии РАН; Московский архитектурный институт). Внутреннее пространство новгородских храмов XIII века: провинциальный вариант или интуитивное повторение «большого стиля»?
Ю.В. Тарабарина (Москва, Институт искусствознания). Консерватизм первых Романовых и архитектура. Пути влияния политико-культурных предпочтений эпохи на художественную форму.
Обсуждение
Вечернее заседание Художественное как компонент благочестия. Ведущий – Л.И. Лифшиц.
Thomas Steppan (Universität Innsbruck). The Beauty and the Piety. Considerations on the Perception of the Beautiful and Its Use for Piety in Byzantine and Medieval Western Art.
Е.И. Архипова (Киев, Институт археологии Национальной академии наук Украины). Византийские каменные иконки в личном благочестии и церковном богослужении Киевской Руси.
Elka Bakalova (Sofia, New Bulgarian University). The Crown of the Precursor’s Skull as a Princely Gift: Neagoe Basarab’s Reliquary at the Top Kapi Museum, Istanbul.
Е.Я. Осташенко (Москва, ФГУ «Московский Кремль»). Слово как код изобразительной структуры при анализе произведений.
А.В. Рындина (Москва, Научно-исследовательский институт теории и истории искусств Российской академии художеств). К вопросу о генезисе русских резных «икон в храмцах».
Обсуждение
2 ноября Утреннее заседание Программы храмовых росписей: влияние идеологических факторов и зависимость от изменений архитектуры. Ведущий – Э.С. Смирнова.
Бисерка Пенкова (София, Национальная академия художеств; Институт искусствознания Болгарской академии наук). Образ святости. Изображения святых во фресках Боянской церкви
Георгий Геров (София, Национальная художественная галерея). Время как метафора пограничности. Некоторые сюжеты храмовых росписей византийского и поствизантийского периода.
Т.А.Царевская (Новгородский музей-заповедник; Софийский собор). Богословие исихазма в программе росписи церкви Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде.
Л.В. Нерсесян (Москва, Государственная Третьяковская галерея). Фрески Ферапонтова монастыря и система росписи русских храмов XV – середины XVI в.
Н.В. Квливидзе (Москва, Российский государственный гуманитарный университет). Евангельские сюжеты в монументальной живописи Позднего Средневековья. Переосмысление системы храмовой декорации во второй половине XVI в.
А.С. Преображенский (Москва, МГУ им. Ломоносова; Научно-исследовательский институт теории и истории искусств Российской академии художеств). Cоборная молитва народа Божия. Об одной группе сюжетов в русском искусстве XV-XVII вв. К вопросу о возможностях иконографического метода.
Обсуждение
Вечернее заседание Проблема изменяемого и неизменного в каноническом искусстве Ведущий – Элка Бакалова
А.Е. Мусин (Санкт-Петербург, Институт истории материальной культуры РАН). Иконографическая традиция, богословское развитие и массовое сознание: вопросы исторического соотношения
Л.И. Лифшиц (Москва, Институт искусствознания). Иконографический извод: шаблон или партитура?
А.А. Аронова (Москва, Российский государственный гуманитарный университет). К вопросу о природе ордерных форм в русской архитектуре Позднего Средневековья.
А. Шалина (Санкт-Петербург, Государственный Русский музей; Санкт-Петербургский государственный университет) Вариативность образов св. Николы в византийском и русском искусстве XIV века и новооткрытая икона из частного собрания.
Е.В. Гладышева (Москва, Государственная Третьяковская галерея). К вопросу о новых иконографических изводах в в русском искусстве Позднего Средневековья. Иконография святых – покровителей стад в новгородском искусстве второй половины XV – XVI века и ее литературные источники.
Э.С.Смирнова (Москва, МГУ им. Ломоносова; Институт искусствознания). Тема национального наследия в русском искусстве XIV – начала XV века.
Обсуждение
Конференция состоится в Государственном Институте искусствознания Москва, Козицкий переулок, дом 5, в помещении иблиотеки (2-й этаж) Станции метро «Тверская», «Пушкинская», «Чеховская»
|