Выставка проекта, показанного в российском павильоне на Венецианской архитектурной биеннале 2006, проходит в рамках 2 Биеннале Современного искусства. Место проведения - ГЦМСИР, бывший музей революции
пресса-статьи:
Филип Романо.
Населенный пункт. Экспозиция Александра Бродского на Венецианской биеннале 2006
// Проект Россия
, №41
Григорий Ревзин.
Населенный пункт Венеция. Александр Бродский представит Россию на биеннале
// Коммерсантъ
, 10.08.2006
http://www.kommersant.ru/doc.html?docId=696457
Евгений Асс: «Проект, представленный Александром Бродским в российском павильоне Венецианской архитектурной биеннале (2006), теперь с равным основанием выставляется на биеннале искусств. Бродский пришел в искусство как архитектор и вернулся в архитектуру как художник. Это не только биографический факт, но и творческое кредо. Начав с виртуозных графических листов в жанре «бумажной архитектуры», он перешел к пространственным объектам, скульптуре, мультимедийным инсталляциям, которые экспонировались в крупнейших галереях и музеях мира. Достигнув в этой области известности в Нью-Йорке, Милане и т.д., он сменил амплуа и открыл архитектурное бюро в Москве.
Для большинства архитекторов искусство остается вспомогательным или побочным продуктом деятельности. Феномен Бродского заставляет пересмотреть соотношение архитектуры и искусства. В своем сегодняшнем состоянии архитектор Бродский неотделим от художника Бродского. В той же мере, в которой архитектурное начало постоянно присутствует во всех его художественных работах, архитектурные проекты Бродского наполнены интуицией и чувствительностью художника.
Главная тема искусства Бродского — память. Но это не профессиональная память архитектора, которая обычно распространяется не далее воспоминаний об исторических стилях. Это персональная человеческая память, в которой сосуществуют детство, книги, друзья, события жизни, места и многое другое. В мире, помешанном на коммерции и технических инновациях, в архитектуре почти не осталось места для поэзии. В этом смысле поэтический дар архитектора Бродского уникален. Он позволяет ему метафорически интерпретировать воспоминания в архитектурном языке, преобразовывать внеархитектурные сюжеты в пространственную форму и детали. Кажется, что пространства Бродского — будь то скромный интерьер или городской комплекс — были населены и имели историю еще до того, как в них появились посетители и обитатели. К счастью, ироничный взгляд на актуальную действительность помогает ему избежать в этом рискованном предприятии как назойливой театральности, так и сентиментальной нарративности.
Город — инструмент памяти и ее конденсатор — любимый объект рефлексии Александра Бродского. Его урбанистические инсталляции не являются проектами в привычном смысле слова — в отличие от традиционных градостроительных проектов, макеты и объекты Бродского говорят о городе прежде всего как об особом экзистенциальном состоянии, как о пространстве бытия. Проект «Населенный пункт» наивно, восторженно и иронически интерпретирует среду обитания индивида в структурированном городском сообществе с его унифицированными пространствами и ритуалами обыденной жизни.»