Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева представляет уникальные фотографии выставки 1896 г. в Нижнем Новгороде. Они являются жемчужинами фотографического фонда Музея, одного из самых обширных в Европе собраний материалов по архитектуре и градостроительному искусству, включающего редчайшие стеклянные негативы второй половины XIX — начала XX века. Выставка 1896 года в Нижнем Новгороде стала крупнейшей дореволюционной выставкой в России. Она явилась следствием промышленного подъема и демонстрировала последние достижения в художественной сфере.
Нижний Новгород стал четвертым городом после Москвы, Санкт-Петербурга и Варшавы, принявшим у себя Всероссийскую выставку. Этот выбор был не случаен. Нижний Новгород, находившийся на пересечении торговых путей и знаменитый на весь мир своей ярмаркой, которая обеспечивала постоянный приток гостей, как нельзя лучше подходил для организации выставки. Местом проведения выставки был выбран пустырь за Кунавинской слободой (ныне сад им. Первого Мая). Выставочный городок состоял из 172 отдельных зданий. Над 70-ю павильонами, представленными на выставке, работали лучшие архитекторы, художники и инженеры, такие как Лев Бенуа, Лев Кекушев, Федор Шехтель, Константин Коровин, Александр Померанцев, Владимир Шухов. Отдельные павильоны были сооружены для таких мастеров, как Михаил Врубель и Константин Маковский.
Нижегородская выставка, занимавшая площадь более 80 гектаров, обогнала по своим масштабам Всемирную выставку в Париже (1889 г.), Всероссийскую выставку в Москве (1882 г.). Таким образом, можно по праву считать ее одной из самых значительных выставок XIX столетия.
К открытию выставки были произведены масштабные работы по благоустройству Н. Новгорода: пущен первый в истории России электрический трамвай, устроены фуникулеры, на которых гости города могли перемещаться из нижней части города в верхнюю¸ выстроены здания городского драматического театра, биржи.
Выставка была призвана подвести итоги развития экономики страны и дать толчок дальнейшему ее росту, продемонстрировать достижения российской промышленности с целью получения новых внешних займов и заключения торговых договоров.
Выставка состояла из 19 тематических разделов: Сельское хозяйство, Коннозаводство и коневодство, Домашние животные, Садоводство, Плодоводство и огородничество, Охотничьи, пушные и рыбные промыслы, Лесное хозяйство, Горное дело и металлургия, Мануфактурный, Фабрично-ремесленный, Художественно-промышленный Кустарные промыслы, Машинный, Сибирь и торговля России с Китаем и Японией, Средняя Азия и торговля России с Персией, Военный, Военно-морской, Строительное и инженерное дело, Морское и речное судоходство, Художественный (самый крупный павильон; было представлено около 300 произведений графики, скульптуры и архитектуры. Здесь экспонировались такие художники как: Репин, Суриков, Маковский, Мясоедов, Шишкин, Левитан), Народное образование, Охранение народного здоровия, благотворительность подача помощи страждущим и спасение на водах, Крайний Север.
Важным этапом в демонстрации технического прогресса стали проекты архитектора и инженера Владимира Шухова, представленные на выставке. Среди них: водонапорная башня, уникальная гиперболоидная сетчатая конструкция которой демонстрировалась впервые, а также целый ряд конструкций павильонов с системой арочного покрытия: Управление казенных железных дорог, построенное Строительной конторой инженера А.В. Бари, Большой машинный зал архитектора А. Померанцева; были представлены первые в мире стальные сетчатые висячие и сводообразные перекрытия-оболочки, получившие свое использование в 8-ми павильонах выставки общей площадью более 25 тысяч квадратных метров, включая уникальную ротонду — круглый павильон с висячей стальной сетчатой оболочкой покрытия.
Среди лучших достижений, представленных на выставке, - первый в мире радиоприёмник (грозоотметчик) конструкции Александра Попова, первый русский автомобиль конструкции Евгения Яковлева и Петра Фрезе, а также многие другие технические изобретения, технологии, художественные достижения.
В культурной жизни Нижнего Новгорода 1896 год стал уникальным. Прошедшая выставка была событием не только городского, но и всероссийского масштаба, демонстрирующим срез русской культуры во всех ее проявлениях. Владимир Григорьевич Шухов (1853-1939)
Один из самых известных конструкторов и архитекторов конца XIX – начала XX столетия, входил в плеяду выдающихся инженеров России. В. Г. Шухов был мастером, овладевшим искусством конструирования с минимальными затратами на материалы, изготовление и монтаж. Его висячие покрытия, арочные конструкции, сетчатые оболочки и башни в форме гиперболоида были решениями нового типа, которые благодаря своей невероятной легкости, удивительной простоте и элегантности конструкции, а также необычным и смелым формам произвели в то время сенсацию. Эти конструкции явились завершающей и высшей точной развития металлических конструкций XIX века и заложили основу для их дальнейшего развития. Впоследствии архитекторы хай-тека, - Бакминстер Фуллер и Норман Фостер, начали использовать сетчатые оболочки в своей строительной практике и в XXI веке оболочки стали одним из главных средств формообразования авангардных зданий.
Многолетняя деятельность Шухова в дореволюционной России была продолжена в первые два десятилетия Советской власти. Удивительна и широта его творческих интересов: наряду с фундаментальными научными работами он делает множество открытий и изобретений в области техники. Не меньшую известность принесли Шухову строительные конструкции. Его творческое наследие включает серию мостов железнодорожных магистралей, фабричные здания, вокзалы. Выставочные павильоны, водонапорные башни, маяки, опоры линий электропередачи. Совместно с ведущими русскими архитекторами он участвовал в строительстве многих зданий в Москве.
Среди его работ: павильоны с первыми в мире перекрытиями в виде сетчатых оболочек, первое в мире перекрытие в виде стальной мембраны (Ротонда Шухова) и первая в мире гиперболоидная башня для Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде; им были созданы исключительно легкие арочные конструкции с тонкими наклонными затяжками - сегодня эти арки служат в качестве несущих элементов стеклянных сводов над крупнейшими московскими магазинами: ГУМом (бывшие Верхние торговые ряды) и Петровским пассажем; радиобашня на улице Шаболовка в Москве – “Шуховская башня” и мн. др.
Мы используем файлы cookie как указано в политике конфиденциальности, чтобы обеспечивать правильную работу нашего веб-сайта, функций социальных сетей и анализировать сетевой трафик. Мы также предоставляем информацию об использовании вами нашего веб-сайта аналитическим системам.