|
пресс-релиз:
Конференция посвящена актуальным вопросам теории и истории изобразительного искусства и архитектуры, а также проблемам взаимодействия русской и иных национальных художественных культур. Предполагается работа по следующим секциям: «Искусство Древнего мира и средневекового Востока», «Восточнохристианское искусство», «Западноевропейское искусство от Средневековья до XIX века», «Западное искусство XX века», «Русское искусство XVIII-XIX вв.». В конференции 2013 г. намечена специальная расширенная тематически выделенная секция «Русское искусство XX века».
Рабочие языки конференции ‒ русский и английский.
Тезисы конференции будут опубликованы в 2013 г. Лучшие доклады войдут в сборник материалов конференции.
Принять участие в конференции приглашаются студенты старших курсов, аспиранты и молодые специалисты в возрасте до 35 лет.
Оргкомитет конференции:
Председатели: академик РАН, д.и.н. проф. С.П. Карпов, декан исторического факультета МГУ; д.и.н. проф. А.Х. Даудов, декан исторического факультета СПбГУ.
Члены оргкомитета: д.иск. проф. В.С. Турчин (МГУ), д.иск. проф. И.И. Тучков (МГУ), д.иск. проф. Т.В. Ильина (СПбГУ), к.иск. доц. А.П. Салиенко (МГУ), к.иск. ст.н.с. А.В. Захарова (МГУ), ст. преп. Е.Ю. Станюкович-Денисова (СПбГУ), асс. С.В. Мальцева (СПбГУ), В.В. Девдариани (МГУ).
Программа конференции
21 ноября, четверг
10.30. Фойе перед аудиторией В3. Регистрация участников
11.00-17.00. Аудитория В3. Пленарное заседание
Председатель: Турчин Валерий Стефанович
- Карпов Сергей Павлович (декан исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, академик РАН, д.и.н., профессор). Приветственное слово.
- Даудов Абдулла Хамидович (декан исторического факультета СПбГУ, д.и.н., профессор). Приветственное слово.
- Турчин Валерий Стефанович (заведующий кафедрой истории отечественного искусства исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, д.иск., профессор). Приветственное слово.
- Тучков Иван Иванович (заведующий кафедрой всеобщей истории искусства исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, д.иск., профессор). Приветственное слово.
- Мальцева Светлана Владиславовна (кафедра истории русского искусства исторического факультета СПбГУ, ассистент). Приветственное слово.
- Рымшина Елена Николаевна (ГМИИ имени А.С. Пушкина, научный сотрудник). Искусство плаката как contemporary art.
- Турчин Валерий Стефанович (МГУ имени М.В. Ломоносова). Самое современное-современное.
- Мизиано Виктор Александрович («Художественный журнал»).
- Хачатуров Сергей Валерьевич (МГУ имени М.В. Ломоносова). Феномен «пустой рамы» в искусстве современной эпохи.
- Иванова-Веэн Лариса Ивановна (Музей МАРХИ). Реформа архитектурно-художественного образования в регионах в 1918-1920 гг.: проблемы изучения.
- Салиенко Александра Петровна (МГУ имени М.В. Ломоносова). «Понятное народу» или «понятое народом»? Советское искусство в дискуссиях 1920-х годов.
- 14.00-15.00. Перерыв
- Тучков Иван Иванович (МГУ имени М.В. Ломоносова). «Россия и Запад» в трудах Д.В. Сарабьянова.
- Жижина Надежда Константиновна (СПбГУ). Образы античности в искусстве ХХ века. Вновь об актуальности прекрасного.
- Станюкович-Денисова Екатерина Юрьевна (СПбГУ). Чертежи петербургских церквей 1730-х – начала 1740-х годов (по материалам Тессин-Хорлеманского собрания).
- Преображенский Александр Сергеевич (МГУ имени М.В. Ломоносова). Сотрудничество Феофана Грека и Андрея Рублёва: к вопросу об изменениях манеры средневековых мастеров.
- Налимова Надежда Анатольевна (МГУ имени М.В. Ломоносова) Под защитой Афины: пластические мотивы в декоре вооружения из царского некрополя в Вергине.
17.00. 4 этаж, фойе перед столовой в секторе Г
Открытие выставки плакатов «Arbeitskollektiv»
22 ноября, пятница
Искусство древнего мира и средневекового востока
10.00-13.00. Аудитория В3
Председатели: Никулина Наталья Михайловна, Налимова Надежда Анатольевна
- Архонтова Елена Леонидовна (РГГУ). Система декора в гробницах номархов Ахмима времени VI династии.
- Ярмолович Виктория Игоревна (РГГУ). Особый тип древнеегипетских диадем эпохи Древнего царства: проблема датировки и назначения.
- Ершова Елена Сергеевна (РГГУ). Древнеегипетские военные награды эпохи XVIII династии: морфология и символика образа.
- Могилевская Екатерина Владимировна (Государственный Эрмитаж). Миниатюрная ойнохоя из собрания Государственного Эрмитажа: к проблеме датировки, атрибуции и семантики росписи.
- Васько Дмитрий Сергеевич (Государственный Эрмитаж). Об одной пелике Керченского стиля из собрания Государственного Эрмитажа
- Кишбали Тамаш Петер (МГУ имени М.В. Ломоносова). Смерть македонца в Писидии: о термесской «гробнице Алкета».
- Беликов Антон Витальевич (Институт философии РАН). Римская копия с греческого оригинала. Практика применения антропометрических методов для изучения античной скульптуры.
- Дмитриева Елена Николаевна (Государственный Эрмитаж). Хранители и коллекции. Исследование эрмитажного собрания античных резных камней в ХХ веке.
- ЯКУШКИНА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА (НИИ теории и истории изобразительного искусства РАХ).
Исламское искусство в контексте художественной культуры Средиземноморья XIII–XV веков: проблемы современных исследований.
Русское искусство XVIII – начала XX в.
10.00-14.00. Аудитория Е621
Председатели: Карев Андрей Александрович, Алленов Михаил Михайлович
- Яковлев Алексей Николаевич (Государственный институт искусствознания). Зарождение центрических типов храмов в России XVIII века (шведские и украинские влияния).
- Тетермазова Залина Валерьевна (МГУ имени М.В. Ломоносова). Обратное «отражение». К вопросу о живописных портретах второй половины XVIII века, исполненных с гравированных оригиналов.
- Наумова Вера Сергеевна (МГУ имени М.В. Ломоносова). Итальянская живопись в собрании К.Г. Разумовского.
- Колмогорова Екатерина Евгеньевна (МГУ имени М.В. Ломоносова). Мотив «портрета в портрете» и тема семьи в русской живописи второй половины XVIII – начала XIX века.
- Скворцова Екатерина Александровна (СПбГУ). Английский гравер Дж. Уокер в России.
- Григорьева Дарья Андреевна (МГУ имени М.В. Ломоносова). Уильям Хогарт и русская художественная жизнь конца XVIII – начала XX в.
- Минина Анастасия Константиновна (СПбГУ). О путешествиях Л.В. Даля по России в 1874 и 1876 годах «с научно-художественной целью собирания материалов по архитектуре».
- Добина Анастасия Олеговна (СПбГУ). Система образования Центрального училища технического рисования барона А.Л. Штиглица в период директорства М.Е. Месмахера (1876–1896).
- Чежина Юлия Игоревна (СПбГУ). А.С. Попова-Капустина: неизвестная петербургская и известная сибирская художница.
- Ахмерова Эльмира Равилевна (МГУ имени М.В. Ломоносова, ГМИИ имени А.С. Пушкина). Границы жанра. Русская живопись конца XIX – начала XX века.
- Волков Игорь Михайлович (МГУ имени М.В. Ломоносова). Новое понимание фотографического портрета в русской фотографии начала XX века.
Западное Искусство ΧХ в. и теория искусства
14.00-19.00. Аудитория В3
Председатели: Ванеян Степан Сергеевич, Торопыгина Марина Юрьевна
- Зиневич Ольга Николаевна (СПбГУ). «Античная тема» в livre d’art А. Лоранса и проблема классической традиции в искусстве первой половины ХХ в.
- Пономаренко Екатерина Максимовна (МГХПА имени С.Г. Строганова). Фотографические практики итальянского футуризма. Теория визуального.
- Сайфутдинова Анна Сергеевна (СПбГУ). Специфика феномена фотомонтажа на примере работ Ханны Хёх начала 1920-х годов.
- Алексеева Анна Владимировна (СПбГАИЖСА имени И.Е. Репина). Значение принципов нотной записи для развития языка абстрактного искусства Пауля Клее.
- Зарубина Анна Дмитриевна (СПбГУ). Образ человека в графической серии Генри Мура «Рисунки в убежище».
- Алёшина Дина Николаевна (СПбГАИЖСА имени И.Е. Репина). Британская абстракция. Картины-рельефы Бена Николсона.
- Зоря Алина Алексеевна (СПбГУ). Скульптура Луиз Невельсон. Модернистская традиция как основа художественного языка мастера
- Малова Татьяна Викторовна (НИИ РАХ). Поэтика витража во французском искусстве XX века.
- Бердигалиева Алия Амангльдыевна (ГЦСИ, Государственный институт искусствознания). Феномен отказа от живописи в искусстве ХХ века. Культурологический аспект.
- Шик Ида Александровна (СПбГУ). Интерпретация концепции стадии зеркала Жака Лакана в сюрреалистической фотографии.
- Разгулина Мария Викторовна (МГУ имени М.В. Ломоносова, ГТГ). Теория искусства и психоанализ: феномен творческого процесса.
- Власова Наталия Александровна (Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова). Современное искусство Судана в Европе и Америке.
- Решетова Маргарита Владимировна (МГХПА имени С.Г. Строганова). Средовой коллаж как универсум игрового пространства.
- Кантор Илья Александрович (МАрхИ). Опыт «музейного квартала» Вены для формирования локальной среды в историческом городе.
Восточнохристианское и древнерусское искусство
15.00-19.00. Аудитория Е621
Председатели: Смирнова Энгелина Сергеевна, Мальцева Светлана Владиславовна.
- Лаврентьева Елена Сергеевна (РГГУ). Храм Успения Богоматери в Гефсимании: время создания и проблема реконструкции верхней церкви.
- Тарханова Светлана Валерьевна (НИИТАГ). Проблема развития иудейской и христианской архитектуры в раннеисламский период в северной Палестине: реставрация синагоги и храма в Капернауме при Омейядах и Аббасидах.
- Фрезе Анна Андреевна (СПбГУ). Монастырская архитектура и традиция столпничества в Византии и Древней Руси в IX – начале XIII в.
- Ёлшин Денис Дмитриевич (Государственный Эрмитаж). О функциях галерей Десятинной церкви в Киеве.
- Яковлева Мария Игоревна (РГГУ). Орнамент на миниатюрных мозаичных иконах раннепалеологовской эпохи.
- Шаповалова Александра Николаевна (Европейский университет в Санкт-Петербурге). Роспись церкви Михаила Архангела Сковородского монастыря в Великом Новгороде: архивные документы, экспедиционные исследования и актуальные проблемы изучения.
- Скобцова Дарья Александровна (Межобластное научно-реставрационное художественное управление). Ансамбль росписи Спасской церкви Евфросиниева монастыря: история изучения и проблемы историографии.
- Ханько Вера Александровна (Государственный институт искусствознания). Иллюстрированная греческая рукопись «Повести о Варлааме и Иоасафе» из Парижской Национальной библиотеки (grec 1128).
- Ершов Петр Глебович (Российский институт истории искусств). К проблеме датировки Успенского собора Старицкого Успенского монастыря.
- Булдакова Дарья Сергеевна (СПбГУ). О датировке собора Рождества Христова Мальского монастыря.
- Бузыкина Юлия Николаевна (Музеи Московского Кремля). Икона «Преображение» из Соловецкого монастыря: к вопросу о классическом наследии в русской живописи XVI века.
- Кирьянова Светлана Александровна (ЦМИАР, Государственный институт искусствознания). Пейзажные фоны в иконах св. мученика Иоанна Воина конца XVII – первой половины XVIII в.
23 ноября, суббота.
Русское искусство ΧΧ и ΧΧI вв.
10.00-19.00. Аудитория Е621
Председатели: Турчин Валерий Стефанович, Салиенко Александра Петровна, Станюкович-Денисова Екатерина Юрьевна.
- Долгова Анастасия Игоревна (СПбГАИЖСА имени И.Е. Репина). Интерьеры особняков архитектора Карла Шмидта. Диапазон стилей.
- Мелюх Екатерина Андреевна (СПбГУ). Реставрация Д.В. Милеевым Богоявленской церкви Челмужского погоста к празднованию 300-летия дома Романовых в 1913 г.
- Хмельницкая Екатерина Сергеевна (Государственный Эрмитаж). «Фарфоровая Россия» П.П. Каменского. История последнего масштабного заказа Николая II на Императорском фарфоровом заводе.
- Ремезова Ксения Владимировна (Европейский университет в Санкт-Петербурге). Детский рисунок в контексте художественной культуры России начала ХХ в.
- Северцева Инга Валерьевна (МГУ имени М.В. Ломоносова). Письма В.В. Кандинского к начинающему художнику.
- Фурман Ольга Владиславовна (МГУ имени М.В. Ломоносова, ГТГ). Наталья Гончарова: на границе абстрактной живописи.
- Каменская Елена Николаевна (Московский музей современного искусства). Александр Яковлев – художник-путешественник. Рождение образа.
- Лапин Илья Михайлович (МАРХИ). Курсовое задание во ВХУТЕИНе как результат архитектурного конкурса на проектирование курортной гостиницы в Мацесте.
- Газимзянова Лилия Евгеньевна (СПбГУ). Деятельность Рисовальной школы ОПХ в 1918–1934 гг. Проблемы изучения.
- Аббасова Галина Эльбрусовна (МГУ имени М.В. Ломоносова, ГМИИ имени А.С. Пушкина). Туркестан в советском изобразительном искусстве 1920-х годов. Опыт построения «ментальной карты».
- 14.00-15.00. Перерыв.
- Девдариани Виктория Викторовна (МГУ имени М.В. Ломоносова). Отражение философских и эстетических идей Владимира Фаворского в творчестве художников группы ОСТ.
- Гощанская Ольга Александровна (МГУ имени М.В. Ломоносова). Творчество художника Николая Ивановича Прокошева.
- Манова Полина Константиновна (ГРМ). Традиции классицизма в монументально-декоративной пластике на примере творчества И.В. Крестовского.
- Соколова Маргарита Анатольевна (МГАХИ имени В.И. Сурикова). «Русь уходящая» (по эскизам П.Д. Корина к «Реквиему»).
- Mitić Lora (University of Belgrade). The Exhibition of Four USSR Painters in Belgrade in 1947.
- Митич Лора (Белградский университет). Выставка четырех советских художников в Белграде в 1947 г.
- Петухова Виктория Владимировна (Государственный институт искусствознания, журнал «Русское искусство»). Отечественное коллекционирование произведений искусства второй половины ХХ века: феномен или продолжение традиций?
- Шишкова Полина Анатольевна (ГРМ). Живописное наследие Владислава Афоничева в аспекте развития петербургского неоэкспрессионизма.
- Платонова Алина Анатольевна (МГУ имени М.В. Ломоносова). Детские рисунки на асфальте: отражение и конструирование реальности.
- Чекмарёва Марина Александровна (Государственный Эрмитаж). Петербургский текстиль на рубеже XX–XXI веков. Свой путь.
- Хейфец Кира Борисовна (МГУ имени М.В. Ломоносова, Фонд развития и поддержки искусства «АЙРИС»). «Свое» и «чужое». К проблеме апроприации в отечественных художественных практиках 1990-х – 2000-х гг.
Западное искусство средних веков и нового времени.
10.00-19.00. Аудитория В3
Председатели: Тучков Иван Иванович, Ефимова Елена Анатольевна, Расторгуев Василий Алексеевич
- Алексеева Ирина Борисовна (РГГУ). Интерпретация евангельской притчи о Богаче и Лазаре в западноевропейском искусстве XI–XIII веков: пути сложения иконографии.
- Михантьева Анастасия Александровна (МГУ имени М.В. Ломоносова). Иконография фигур пророков на ступенчатых откосах церквей Санта Мария Матриколаре в Вероне и Сан Джорджо в Ферраре.
- Барекян Кристина Шотовна (МГУ имени М.В. Ломоносова). Средневековый акваманил: оригинал и копия. Новый взгляд на атрибуцию акваманилов из коллекции ГМИИ А.С. Пушкина.
- Fält Katja (University of Jyväskylä, Finland). Combining the Visual, the Material and the Devotional – Challenges in Researching Medieval Ecclesiastic Art in Finland.
- Фэльт Катя (Университет Ийваскила, Финляндия). Совмещая визуальность, материальность и благочестие. Проблемы исследования средневекового церковного искусства в Финляндии.
- Парфенова Елена Викторовна («ИКЕА ДОМ»). Бернардо Дадди: особенности творчества и место в художественной жизни итальянского треченто.
- Дунина Мария Владимировна (МГУ имени М.В. Ломоносова). Типология ренессансного палаццо: образ жизни и характер интерьера (на примере Палаццо Даванцати).
- Доброва Ульяна Павловна (МГУ имени М.В. Ломоносова). Фреска «Вознесения» в церкви Санти Апостоли. Специфика заказа.
- Алешин Павел Алексеевич (МГУ имени М.В. Ломоносова). Письмо Аньоло Бронзино о скульптуре и живописи.
- Захарова Вера Николаевна (Европейский университет в Санут-Петербурге). Дух и форма: Генрих Вёльфлин о портретной живописи итальянского Ренессанса.
- Захариаш Ян (Карлов университет, Прага). Эль Греко и поствизантийское искусство в теоретических концептах Revival/Survival.
- Савенкова Александра Александровна (МГУ имени М.В. Ломоносова). Готическая традиция и архитектура загородных поместий елизаветинской Англии.
- 14.00-15.00. Перерыв.
- Ворошень Вероника Алексеевна (МГУ имени М.В. Ломоносова). «Девять доблестных мужей» в светских и церковных ансамблях второй половины XV–XVI веков.
- Позднякова Марина Игоревна (МГУ имени М.В. Ломоносова). Портики западных фасадов в церквях середины XV – начала XVI века во Франции. Поздняя готика в поиске новых форм.
- Ковбасюк Стефания Андреевна (Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко). Кермессы и карнавалы: хроматика народных празднований в ренессансных Нидерландах (конец XV – перв. пол. XVI вв.).
- Михайлова Людмила Валерьевна (СПбГУ). Триумфальная процессия» Императора Максимилиана I: этапы воплощения проекта
- Schöning Annika (Humboldt-Universität zu Berlin). Daniel Frese`s The calumny of Apelles – a historical painting in the garb of an allegory.
- Шёнинг Анника (Университет Гумбольдта, Берлин). «Клевета Апеллеса» Даниэля Фрезе. Историческая картина под видом аллегории.
- Федотова Полина Вячеславовна (МГУ имени М.В. Ломоносова). Французское часовое искусство XVII века. Школа Блуа.
- Небольсина Мария Андреевна (МГХПА имени С.Г. Строганова). Особенности взаимодействия заказчика и архитектора. («Opus architectonicum» Франческо Борромини).
- Переведенцева Ольга Юрьевна (СПбГАИЖСА имени И.Е. Репина). Цветочный натюрморт XVII века: от созерцания – к изучению природы.
- Ивасютина Марина Анатольевна (СПбГАИЖСА имени И.Е. Репина). Творчество П.-А. Валансьена: теория классицистического пейзажа и практика пленэрной живописи.
- Ярмош Анастасия Сергеевна (СПбГУ). Историзм в творческой практике датских фарфористов второй половины ΧΙΧ века.
- Петухова Елена Андреевна (Санкт-Петербургский Государственный университет технологии и дизайна). Западноевропейский и американский плакат конца XIX в. на первой Международной выставке художественных афиш в Санкт-Петербурге (1897 г.).
19.00. Аудитория В3. Подведение итогов конференции.
19.30. Аудитория Е621. Фуршет
24 ноября, воскресенье
11.00-13.00. Посещение Центра современной культуры «Гараж».
Экскурсия по выставке Джона Балдессари «1+1=1»; презентация на тему «Сотрудничество архитекторов и художников на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке 1923 года»; рассказ о деятельности центра «Гараж».
Павильон центра «Гараж» расположен в Парке Горького на Пионерском пруду, сразу налево от центрального входа (м. Парк культуры или Октябрськая).
14.00-18.30. Пешеходные экскурсии с Е. Лихачевой (МУАР им. А.В. Щусева).
14.00-16.00. Авангардная архитектура Москвы.
Место встречи: м. Кропоткинская, детская площадка на Гоголевском бульваре напротив д. 9
17.00-18.30. Сталинская архитектура Москвы.
Место встречи: м. Тверская / Пушкинская, Пушкинская пл., у памятника А.С. Пушкину.
|