пресса

события

фотогалерея

российские новости

зарубежные новости

библиотека

рассылка новостей

обратная связь

archi.ru
События События Пресса Пресса Пресса
 

Актуальные проблемы теории и истории искусства 2013

конференция история искусства Наследие
  дата: 21.11.2013 - 24.11.2013
  dead-line подачи работ: 01.07.2013
  город: Москва
  адрес: Исторический факультет МГУ
  организатор: Отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова и кафедры истории русского и западноевропейского искусства исторического факультета СПбГУ
  контакты: [email protected]
  ссылки: Подробности конференции >>>
  Международная конференция молодых специалистов
 
связанные события:
  11.10.2016 - 15.10.2016
конференция

Актуальные проблемы теории и истории искусства 2016
пресс-релиз:
Конференция посвящена актуальным вопросам теории и истории изобразительного искусства и архитектуры, а также проблемам взаимодействия русской и иных национальных художественных культур.  Предполагается работа по следующим секциям: «Искусство Древнего мира и средневекового Востока», «Восточнохристианское искусство», «Западноевропейское искусство от Средневековья до XIX века», «Западное искусство XX века», «Русское искусство XVIII-XIX вв.». В конференции 2013 г.  намечена специальная расширенная тематически выделенная секция «Русское искусство XX века».

Рабочие языки конференции ‒ русский и английский.

Тезисы конференции будут опубликованы в 2013 г. Лучшие доклады войдут в сборник материалов конференции.

Принять участие в конференции приглашаются студенты старших курсов, аспиранты и молодые специалисты в возрасте до 35 лет.

Оргкомитет конференции:

Председатели: академик РАН, д.и.н. проф. С.П. Карпов, декан исторического факультета МГУ; д.и.н. проф. А.Х. Даудов, декан исторического факультета СПбГУ.

Члены оргкомитета: д.иск. проф. В.С. Турчин (МГУ), д.иск. проф. И.И. Тучков (МГУ), д.иск. проф. Т.В. Ильина (СПбГУ), к.иск. доц. А.П. Салиенко (МГУ), к.иск. ст.н.с. А.В. Захарова (МГУ), ст. преп. Е.Ю. Станюкович-Денисова (СПбГУ), асс. С.В. Мальцева (СПбГУ), В.В. Девдариани (МГУ).

Программа конференции

21 ноября, четверг
10.30. Фойе перед аудиторией В3. Регистрация участников
11.00-17.00. Аудитория В3. Пленарное заседание
Председатель: Турчин Валерий Стефанович
  • Карпов Сергей Павлович (декан исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, академик РАН, д.и.н., профессор). Приветственное слово.
  • Даудов Абдулла Хамидович (декан исторического факультета СПбГУ, д.и.н., профессор). Приветственное слово.
  • Турчин Валерий Стефанович (заведующий кафедрой истории отечественного искусства исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, д.иск., профессор). Приветственное слово.
  • Тучков Иван Иванович (заведующий кафедрой всеобщей истории искусства исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, д.иск., профессор). Приветственное слово.
  • Мальцева Светлана Владиславовна (кафедра истории русского искусства исторического факультета СПбГУ, ассистент). Приветственное слово.
  • Рымшина Елена Николаевна (ГМИИ имени А.С. Пушкина, научный сотрудник). Искусство плаката как contemporary art.
  • Турчин Валерий Стефанович (МГУ имени М.В. Ломоносова). Самое современное-современное.
  • Мизиано Виктор Александрович («Художественный журнал»).
  • Хачатуров Сергей Валерьевич (МГУ имени М.В. Ломоносова). Феномен «пустой рамы» в искусстве современной эпохи.
  • Иванова-Веэн Лариса Ивановна (Музей МАРХИ). Реформа архитектурно-художественного образования в регионах в 1918-1920 гг.: проблемы изучения.
  • Салиенко Александра Петровна (МГУ имени М.В. Ломоносова). «Понятное народу» или «понятое народом»? Советское искусство в дискуссиях 1920-х годов.
  • 14.00-15.00. Перерыв
  • Тучков Иван Иванович (МГУ имени М.В. Ломоносова). «Россия и Запад» в трудах Д.В. Сарабьянова.
  • Жижина Надежда Константиновна (СПбГУ). Образы античности в искусстве ХХ века. Вновь об актуальности прекрасного.
  • Станюкович-Денисова Екатерина Юрьевна (СПбГУ). Чертежи петербургских церквей 1730-х – начала 1740-х годов (по материалам Тессин-Хорлеманского собрания).
  • Преображенский Александр Сергеевич (МГУ имени М.В. Ломоносова). Сотрудничество Феофана Грека и Андрея Рублёва: к вопросу об изменениях манеры средневековых мастеров.
  • Налимова Надежда Анатольевна (МГУ имени М.В. Ломоносова) Под защитой Афины: пластические мотивы в декоре вооружения из царского некрополя в Вергине.

17.00. 4 этаж, фойе перед столовой в секторе Г
Открытие выставки плакатов «Arbeitskollektiv»

22 ноября, пятница
Искусство древнего мира и средневекового востока

10.00-13.00. Аудитория В3
Председатели: Никулина Наталья Михайловна, Налимова Надежда Анатольевна
  • Архонтова Елена Леонидовна (РГГУ). Система декора в гробницах номархов Ахмима времени VI династии.
  • Ярмолович Виктория Игоревна (РГГУ). Особый тип древнеегипетских диадем эпохи Древнего царства: проблема датировки и назначения.
  • Ершова Елена Сергеевна (РГГУ). Древнеегипетские военные награды эпохи XVIII династии: морфология и символика образа.
  • Могилевская Екатерина Владимировна (Государственный Эрмитаж). Миниатюрная ойнохоя из собрания Государственного Эрмитажа: к проблеме датировки, атрибуции и семантики росписи.
  • Васько Дмитрий Сергеевич (Государственный Эрмитаж). Об одной пелике Керченского стиля из собрания Государственного Эрмитажа
  • Кишбали Тамаш Петер (МГУ имени М.В. Ломоносова). Смерть македонца в Писидии: о термесской «гробнице Алкета».
  • Беликов Антон Витальевич (Институт философии РАН). Римская копия с греческого оригинала. Практика применения антропометрических методов для изучения античной скульптуры.
  • Дмитриева Елена Николаевна (Государственный Эрмитаж). Хранители и коллекции. Исследование эрмитажного собрания античных резных камней в ХХ веке.
  • ЯКУШКИНА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА (НИИ теории и истории изобразительного искусства РАХ).
Исламское искусство в контексте художественной культуры Средиземноморья XIII–XV веков: проблемы современных исследований.

Русское искусство XVIII – начала XX в.
10.00-14.00. Аудитория Е621

Председатели: Карев Андрей Александрович, Алленов Михаил Михайлович
  • Яковлев Алексей Николаевич (Государственный институт искусствознания). Зарождение центрических типов храмов в России XVIII века (шведские и украинские влияния).
  • Тетермазова Залина Валерьевна (МГУ имени М.В. Ломоносова). Обратное «отражение». К вопросу о живописных портретах второй половины XVIII века, исполненных с гравированных оригиналов.
  • Наумова Вера Сергеевна (МГУ имени М.В. Ломоносова). Итальянская живопись в собрании К.Г. Разумовского.
  • Колмогорова Екатерина Евгеньевна (МГУ имени М.В. Ломоносова). Мотив «портрета в портрете» и тема семьи в русской живописи второй половины XVIII – начала XIX века.
  • Скворцова Екатерина Александровна (СПбГУ). Английский гравер Дж. Уокер в России.
  • Григорьева Дарья Андреевна (МГУ имени М.В. Ломоносова). Уильям Хогарт и русская художественная жизнь конца XVIII – начала XX в.
  • Минина Анастасия Константиновна (СПбГУ). О путешествиях Л.В. Даля по России в 1874 и 1876 годах «с научно-художественной целью собирания материалов по архитектуре».
  • Добина Анастасия Олеговна (СПбГУ). Система образования Центрального училища технического рисования барона А.Л. Штиглица в период директорства М.Е. Месмахера (1876–1896).
  • Чежина Юлия Игоревна (СПбГУ). А.С. Попова-Капустина: неизвестная петербургская и известная сибирская художница.
  • Ахмерова Эльмира Равилевна (МГУ имени М.В. Ломоносова, ГМИИ имени А.С. Пушкина). Границы жанра. Русская живопись конца XIX – начала XX века.
  • Волков Игорь Михайлович (МГУ имени М.В. Ломоносова). Новое понимание фотографического портрета в русской фотографии начала XX века.

Западное Искусство ΧХ в. и теория искусства
14.00-19.00. Аудитория В3

Председатели: Ванеян Степан Сергеевич, Торопыгина Марина Юрьевна
  • Зиневич Ольга Николаевна (СПбГУ). «Античная тема» в livre d’art А. Лоранса и проблема классической традиции в искусстве первой половины ХХ в.
  • Пономаренко Екатерина Максимовна (МГХПА имени С.Г. Строганова). Фотографические практики итальянского футуризма. Теория визуального.
  • Сайфутдинова Анна Сергеевна (СПбГУ). Специфика феномена фотомонтажа на примере работ Ханны Хёх начала 1920-х годов.
  • Алексеева Анна Владимировна (СПбГАИЖСА имени И.Е. Репина). Значение принципов нотной записи для развития языка абстрактного искусства Пауля Клее.
  • Зарубина Анна Дмитриевна (СПбГУ). Образ человека в графической серии Генри Мура «Рисунки в убежище».
  • Алёшина Дина Николаевна (СПбГАИЖСА имени И.Е. Репина). Британская абстракция. Картины-рельефы Бена Николсона.
  • Зоря Алина Алексеевна (СПбГУ). Скульптура Луиз Невельсон. Модернистская традиция как основа художественного языка мастера
  • Малова Татьяна Викторовна (НИИ РАХ). Поэтика витража во французском искусстве XX века.
  • Бердигалиева Алия Амангльдыевна (ГЦСИ, Государственный институт искусствознания). Феномен отказа от живописи в искусстве ХХ века. Культурологический аспект.
  • Шик Ида Александровна (СПбГУ). Интерпретация концепции стадии зеркала Жака Лакана в сюрреалистической фотографии.
  • Разгулина Мария Викторовна (МГУ имени М.В. Ломоносова, ГТГ). Теория искусства и психоанализ: феномен творческого процесса.
  • Власова Наталия Александровна (Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова). Современное искусство Судана в Европе и Америке.
  • Решетова Маргарита Владимировна (МГХПА имени С.Г. Строганова). Средовой коллаж как универсум игрового пространства.
  • Кантор Илья Александрович (МАрхИ). Опыт «музейного квартала» Вены для формирования локальной среды в историческом городе.

Восточнохристианское и древнерусское искусство
15.00-19.00. Аудитория Е621

Председатели: Смирнова Энгелина Сергеевна, Мальцева Светлана Владиславовна.
  • Лаврентьева Елена Сергеевна (РГГУ). Храм Успения Богоматери в Гефсимании: время создания и проблема реконструкции верхней церкви.
  • Тарханова Светлана Валерьевна (НИИТАГ). Проблема развития иудейской и христианской архитектуры в раннеисламский период в северной Палестине: реставрация синагоги и храма в Капернауме при Омейядах и Аббасидах.
  • Фрезе Анна Андреевна (СПбГУ). Монастырская архитектура и традиция столпничества в Византии и Древней Руси в IX – начале XIII в.
  • Ёлшин Денис Дмитриевич (Государственный Эрмитаж). О функциях галерей Десятинной церкви в Киеве.
  • Яковлева Мария Игоревна (РГГУ). Орнамент на миниатюрных мозаичных иконах раннепалеологовской эпохи.
  • Шаповалова Александра Николаевна (Европейский университет в Санкт-Петербурге). Роспись церкви Михаила Архангела Сковородского монастыря в Великом Новгороде: архивные документы, экспедиционные исследования и актуальные проблемы изучения.
  • Скобцова Дарья Александровна (Межобластное научно-реставрационное художественное управление). Ансамбль росписи Спасской церкви Евфросиниева монастыря: история изучения и проблемы историографии.
  • Ханько Вера Александровна (Государственный институт искусствознания). Иллюстрированная греческая рукопись «Повести о Варлааме и Иоасафе» из Парижской Национальной библиотеки (grec 1128).
  • Ершов Петр Глебович (Российский институт истории искусств). К проблеме датировки Успенского собора Старицкого Успенского монастыря.
  • Булдакова Дарья Сергеевна (СПбГУ). О датировке собора Рождества Христова Мальского монастыря.
  • Бузыкина Юлия Николаевна (Музеи Московского Кремля). Икона «Преображение» из Соловецкого монастыря: к вопросу о классическом наследии в русской живописи XVI века.
  • Кирьянова Светлана Александровна (ЦМИАР, Государственный институт искусствознания). Пейзажные фоны в иконах св. мученика Иоанна Воина конца XVII – первой половины XVIII в.

23 ноября, суббота.
Русское искусство ΧΧ и ΧΧI вв.

10.00-19.00. Аудитория Е621
Председатели: Турчин Валерий Стефанович, Салиенко Александра Петровна, Станюкович-Денисова Екатерина Юрьевна.
  • Долгова Анастасия Игоревна (СПбГАИЖСА имени И.Е. Репина). Интерьеры особняков архитектора Карла Шмидта. Диапазон стилей.
  • Мелюх Екатерина Андреевна (СПбГУ). Реставрация Д.В. Милеевым Богоявленской церкви Челмужского погоста к празднованию 300-летия дома Романовых в 1913 г.
  • Хмельницкая Екатерина Сергеевна (Государственный Эрмитаж). «Фарфоровая Россия» П.П. Каменского. История последнего масштабного заказа Николая II на Императорском фарфоровом заводе.
  • Ремезова Ксения Владимировна (Европейский университет в Санкт-Петербурге). Детский рисунок в контексте художественной культуры России начала ХХ в.
  • Северцева Инга Валерьевна (МГУ имени М.В. Ломоносова). Письма В.В. Кандинского к начинающему художнику.
  • Фурман Ольга Владиславовна (МГУ имени М.В. Ломоносова, ГТГ). Наталья Гончарова: на границе абстрактной живописи.
  • Каменская Елена Николаевна (Московский музей современного искусства). Александр Яковлев – художник-путешественник. Рождение образа.
  • Лапин Илья Михайлович (МАРХИ). Курсовое задание во ВХУТЕИНе как результат архитектурного конкурса на проектирование курортной гостиницы в Мацесте.
  • Газимзянова Лилия Евгеньевна (СПбГУ). Деятельность Рисовальной школы ОПХ в 1918–1934 гг. Проблемы изучения.
  • Аббасова Галина Эльбрусовна (МГУ имени М.В. Ломоносова, ГМИИ имени А.С. Пушкина). Туркестан в советском изобразительном искусстве 1920-х годов. Опыт построения «ментальной карты».
  • 14.00-15.00. Перерыв.
  • Девдариани Виктория Викторовна (МГУ имени М.В. Ломоносова). Отражение философских и эстетических идей Владимира Фаворского в творчестве художников группы ОСТ.
  • Гощанская Ольга Александровна (МГУ имени М.В. Ломоносова). Творчество художника Николая Ивановича Прокошева.
  • Манова Полина Константиновна (ГРМ). Традиции классицизма в монументально-декоративной пластике на примере творчества И.В. Крестовского.
  • Соколова Маргарита Анатольевна (МГАХИ имени В.И. Сурикова). «Русь уходящая» (по эскизам П.Д. Корина к «Реквиему»).
  • Mitić Lora (University of Belgrade). The Exhibition of Four USSR Painters in Belgrade in 1947.
  • Митич Лора (Белградский университет). Выставка четырех советских художников в Белграде в 1947 г.
  • Петухова Виктория Владимировна (Государственный институт искусствознания, журнал «Русское искусство»). Отечественное коллекционирование произведений искусства второй половины ХХ века: феномен или продолжение традиций?
  • Шишкова Полина Анатольевна (ГРМ). Живописное наследие Владислава Афоничева в аспекте развития петербургского неоэкспрессионизма.
  • Платонова Алина Анатольевна (МГУ имени М.В. Ломоносова). Детские рисунки на асфальте: отражение и конструирование реальности.
  • Чекмарёва Марина Александровна (Государственный Эрмитаж). Петербургский текстиль на рубеже XX–XXI веков. Свой путь.
  • Хейфец Кира Борисовна (МГУ имени М.В. Ломоносова,  Фонд развития и поддержки искусства «АЙРИС»). «Свое» и «чужое». К проблеме апроприации в отечественных художественных практиках 1990-х – 2000-х гг.

Западное искусство средних веков и нового времени.
10.00-19.00. Аудитория В3

Председатели: Тучков Иван Иванович, Ефимова Елена Анатольевна, Расторгуев Василий Алексеевич
  • Алексеева Ирина Борисовна (РГГУ). Интерпретация евангельской притчи о Богаче и Лазаре в западноевропейском искусстве XI–XIII веков: пути сложения иконографии.
  • Михантьева Анастасия Александровна (МГУ имени М.В. Ломоносова). Иконография фигур пророков на ступенчатых откосах церквей Санта Мария Матриколаре в Вероне и Сан Джорджо в Ферраре.
  • Барекян Кристина Шотовна (МГУ имени М.В. Ломоносова). Средневековый акваманил: оригинал и копия. Новый взгляд на атрибуцию акваманилов из коллекции ГМИИ А.С. Пушкина.
  • Fält Katja (University of Jyväskylä, Finland). Combining the Visual, the Material and the Devotional – Challenges in Researching Medieval Ecclesiastic Art in Finland.
  • Фэльт Катя (Университет Ийваскила, Финляндия). Совмещая визуальность, материальность и благочестие. Проблемы исследования средневекового церковного искусства в Финляндии.
  • Парфенова Елена Викторовна («ИКЕА ДОМ»). Бернардо Дадди: особенности творчества и место в художественной жизни итальянского треченто.
  • Дунина Мария Владимировна (МГУ имени М.В. Ломоносова). Типология ренессансного палаццо: образ жизни и характер интерьера (на примере Палаццо Даванцати).
  • Доброва Ульяна Павловна (МГУ имени М.В. Ломоносова). Фреска «Вознесения» в церкви Санти Апостоли. Специфика заказа.
  • Алешин Павел Алексеевич (МГУ имени М.В. Ломоносова). Письмо Аньоло Бронзино о скульптуре и живописи.
  • Захарова Вера Николаевна (Европейский университет в Санут-Петербурге). Дух и форма: Генрих Вёльфлин о портретной живописи итальянского Ренессанса.
  • Захариаш Ян (Карлов университет, Прага). Эль Греко и поствизантийское искусство в теоретических концептах Revival/Survival.
  • Савенкова Александра Александровна (МГУ имени М.В. Ломоносова). Готическая традиция и архитектура загородных поместий елизаветинской Англии.
  • 14.00-15.00. Перерыв.
  • Ворошень Вероника Алексеевна (МГУ имени М.В. Ломоносова). «Девять доблестных мужей» в светских и церковных ансамблях второй половины XV–XVI веков.
  • Позднякова Марина Игоревна (МГУ имени М.В. Ломоносова). Портики западных фасадов в церквях середины XV – начала XVI века во Франции. Поздняя готика в поиске новых форм.
  • Ковбасюк Стефания Андреевна (Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко). Кермессы и карнавалы: хроматика народных празднований в ренессансных Нидерландах (конец XV – перв. пол. XVI вв.).
  • Михайлова Людмила Валерьевна (СПбГУ). Триумфальная процессия» Императора Максимилиана I: этапы воплощения проекта
  • Schöning Annika (Humboldt-Universität zu Berlin). Daniel Frese`s The calumny of Apelles – a historical painting in the garb of an allegory.
  • Шёнинг Анника (Университет Гумбольдта, Берлин). «Клевета Апеллеса» Даниэля Фрезе. Историческая картина под видом аллегории.
  • Федотова Полина Вячеславовна (МГУ имени М.В. Ломоносова). Французское часовое искусство XVII века. Школа Блуа.
  • Небольсина Мария Андреевна (МГХПА имени С.Г. Строганова). Особенности взаимодействия заказчика и архитектора. («Opus architectonicum» Франческо Борромини).
  • Переведенцева Ольга Юрьевна (СПбГАИЖСА имени И.Е. Репина). Цветочный натюрморт XVII века: от созерцания – к изучению природы.
  • Ивасютина Марина Анатольевна (СПбГАИЖСА имени И.Е. Репина). Творчество П.-А. Валансьена: теория классицистического пейзажа и практика пленэрной живописи.
  • Ярмош Анастасия Сергеевна (СПбГУ). Историзм в творческой практике датских фарфористов второй половины ΧΙΧ века.
  • Петухова Елена Андреевна (Санкт-Петербургский Государственный университет технологии и дизайна). Западноевропейский и американский плакат конца XIX в. на первой Международной выставке художественных афиш в Санкт-Петербурге (1897 г.).

19.00. Аудитория В3. Подведение итогов конференции.
19.30. Аудитория Е621. Фуршет

24 ноября, воскресенье
11.00-13.00. Посещение Центра современной культуры «Гараж».
Экскурсия по выставке Джона Балдессари «1+1=1»; презентация на тему «Сотрудничество архитекторов и художников на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке 1923 года»; рассказ о деятельности центра «Гараж».
Павильон центра «Гараж» расположен в Парке Горького на Пионерском пруду, сразу налево от центрального входа (м. Парк культуры или Октябрськая).
14.00-18.30. Пешеходные экскурсии с Е. Лихачевой (МУАР им. А.В. Щусева).
14.00-16.00. Авангардная архитектура Москвы.
Место встречи: м. Кропоткинская, детская площадка на Гоголевском бульваре напротив д. 9
17.00-18.30. Сталинская архитектура Москвы.
Место встречи: м. Тверская / Пушкинская, Пушкинская пл., у памятника А.С. Пушкину.


Рейтинг@Mail.ru

Copyright archi.ru

Правила использования материалов Архи.ру
Правовая информация
архи.ру®, archi.ru® зарегистрированные торговые марки