пресса

события

фотогалерея

российские новости

зарубежные новости

библиотека

рассылка новостей

обратная связь

archi.ru
События События Пресса Пресса Пресса
 

Бумажная архитектура войны

выставка история архитектуры Наследие
  дата: 24.06.2013 - 22.07.2013
  страна: Россия
  город: Москва
  место: Триумфальная площадь, 1 перед зданием Москомархитектуры.
  организатор: Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы (МОСКОМАРХИТЕКТУРА)
  контакты: press.mka@gmail.com
  ссылки: mka.mos.ru
  Открытие выставки приурочено к дню первого парада Победы – 24 июня 1945 года
  пресса-статьи:
  Какой могла стать Москва после 1945 года // РБК. 25.06.2013
  "Бумажная архитектура войны" на выставке в Москве // ГТРК «Культура». 24.06.2013
 
Эскиз музея городов-героев в Москве. Архитектор Г.А. Градов. 1944–1945 годы
Эскиз музея городов-героев в Москве. Архитектор Г.А. Градов. 1944–1945 годы
Эскизы башен в честь городов-героев. Архитектор Г.А. Градов. 1944–1945 годы
Эскизы башен в честь городов-героев. Архитектор Г.А. Градов. 1944–1945 годы
Эскиз музея городов-героев в Москве. Архитектор Г.А. Градов. 1944–1945 годы
Эскиз музея городов-героев в Москве. Архитектор Г.А. Градов. 1944–1945 годы
пресс-релиз:
На стендах, расположенных вдоль фасада здания Москомархитектуры на Триумфальной площади, мы представляем уникальные архивные материалы: фотографии, эскизы и проектные предложения архитекторов, которые еще в разгар войны задумались над созданием монумента Славы советским воинам-героям. Часть эскизов сделаны во фронтовых тетрадях и ранее никогда не представлялись широкой публике.

Открытие выставки состоится 24 июня в 12:00.

***
Наступило время первого переломного момента – Битвы под Москвой. Советские идеологи придумывали разные способы поддержания духа своих граждан: парады, выставки сбитых самолетов и трофейной техники в парках. А скульпторы и архитекторы начали визуализировать приближение Победы: уже в 1941 году появились первые проектные предложения Монумента Победы. И в эвакуации, и на фронтах, и в госпиталях на страницах рабочих блокнотов вырисовывались контуры будущего пантеона Славы великого народа.

Архитекторы предлагали самые разные идеи, некоторые из них были откровенно наивны, а некоторые – сокрушительно невероятны. Инженер М. Абрамов предложил новую форму памятника – флаг-башню, высотой 350 метров, на Пушкинской площади. Несколько предложений Иофана, Мордвинова, Житковского, Мушегяна, Нанушьяна предполагали переустройство Красной площади с прилегающими территориями, для чего необходимо было снести здания Исторического музея и ГУМа. Архитектор Г.Градов рассматривал территорию Лужников для строительства нескольких высотных башен, посвященных городам-героям.

В июле 1947 года на имя Сталина представили записку с проектом монумента «Трибуна побед русского народа» архитектора С.Нанушьяна. Идея автора – показать историческую ретроспективу побед русского народа с 1500 по 1945 год. Как и в предшествующих проектах, для расположения нового монумента предполагались Красная и Манежная площади. Этот проект с подачи высших инстанций активно обсуждался архитекторами. Монумент Победы высотой до 50 метров Нанушьян предлагал поместить на Красной площади, напротив Спасской башни Кремля – там, где находится Лобное место. При этом для реконструкции площади он планировал снести здание ГУМа, как «не представляющее художественной ценности». Также им предполагалось снести здание Исторического музея (сам музей следовало перевести в Манеж) и реконструировать Музей Ленина. Скульптурный монумент Победы, по мнению автора, должен был «наряду со Спасской башней, находящейся с ним на одной линии, завершать ритмическое нарастание вертикалей памятников вдоль кремлевской стены, одновременно являясь центральным звеном в комплексе высот Красной площади».

 Оригинальный проект памятника Победы предложил известный скульптор С.Меркуров. Он, ни много ни мало, решил использовать в качестве постамента для своего памятника Сенатскую башню Кремля: «…сделать радикальное переустройство и поставить фигуру Ленина на этой башне вместе с постаментом, трибуны оставить… дать барельеф, мощный, красивый, и Мавзолей включить в комплекс, создать такое единое целое». Он также был не против сноса зданий Исторического музея и ГУМа. Когда тогдашний председатель Госкомитета архитектуры Г.Симонов на обсуждении возразил ему, что «такая композиция может убить Спасские ворота», Меркуров ответил: «Ну и пусть убьет». Мордвинов предложил поставить также на башне и фигуру Сталина: «Сделать две фигуры, как было сделано у Мухиной».

Присутствовавшая на обсуждении В.Мухина возразила: «Красная площадь и так перегружена, а гигантская фигура Сталина, мне кажется, здесь будет нехорошо». Однако Меркуров схватился за эту идею и ответил ей: «Победу без фигуры Сталина я не могу себе представить». Архитектор Д. Чечулин на обсуждении остроумно заметил, что если принять предложение Меркурова сделать трибуны, как Пергамский алтарь, и за Мавзолеем поместить фигуру Сталина, олицетворяющую Победу, то это «…можно и здорово сделать, но от Кремля тогда ничего не останется». При обсуждении судьбы зданий Исторического музея и ГУМа Чечулин уверенно заявил, что «музей, безусловно — дрянь». Алексей Щусев (автор Мавзолея) в ответ согласился, заметив, что «здание музея можно разрушить, а ГУМ можно частично реконструировать».

В декабре 1944 года Борис Иофан представил проект монумента «Торжественной встречи победоносных советских войск» в Москве. Монумент представлял собой 16 пилонов, посвященных каждой союзной республике. В центре располагалась пятигранная колонна, завершенная скульптурным изображением «Фронт и Тыл», олицетворяющим советский народ в годы Великой Отечественной войны. Красноармеец и рабочий держали знамена победы, на которых помещались барельефы Ленина и Сталина. Б.Иофан предполагал, что местом для монумента может служить площадка, занимаемая Историческим музеем, который необходимо передвинуть на Никольскую улицу.

В 1947 году, в год 800-летия Москвы, были одновременно заложены 8 московских высоток. Они стали зримым символом возрождающейся страны.

Монументы Славы появились в городах СССР и странах СЭВ, но не в Москве. И только к 50-летию Победы, в 1995 году, был завершен мемориальный комплекс на Поклонной Горе. Однако многие идеи военных лет, пусть и трансформированные, нашли свое воплощение и в имперском декоре сталинских домов-башен, и в современном строительстве, и в градостроительных преобразованиях последних лет.
В архивах нашей страны хранится множество документальных свидетельств нереализованных архитектурных проектов. Однако формат данной экспозиции позволяет представить лишь некоторые материалы из Российского государственного архива социально-политической истории и Центрального государственного архива города Москвы.

Выставка подготовлена при поддержке ГУП «Главное архитектурно-планировочное управление Москомархитектуры» и ООО «Русс Аутдор».



Рейтинг@Mail.ru
Copyright archi.ru

Правила использования материалов Архи.ру
Правовая информация
архи.ру®, archi.ru® зарегистрированные торговые марки
Система Orphus
Нашли опечатку Orphus: Ctrl+Enter