|
пресс-релиз:
Инсталляция «Пей мой океан» — одна из наиболее сильных работ Пипилотти Рист. Это масштабная проекция видеоряда на систему зеркал в углу выставочного пространства, с помощью которых художница продолжает разрабатывать основную тему своего творчества — глубины подсознания. Снятый практически полностью под водой, фильм с поэтической точностью конструирует калейдоскопический взгляд на поглощающее чувство любви и способы выжить в ней. Используя не только пространство стены, но и угол комнаты, Рист создает эффект, который, по мнению исследователей, «напоминает калейдоскопический эффект живописи оп-арта, образы будто бы засасывают, и они исчезают за углом». Этим приемом почти дидактически подчеркивается «фрагментированность взгляда как принципа восприятия повседневной жизни». Но прежде, чем вы осознаете это, картины морского дна, где песок, кораллы, рыбы и медузы подсвечены солнцем, где тела пловцов двигаются как в трансе, и тяжелые предметы — чашки с разноцветными узорами в стиле семидесятых, бидоны из-под молока — опускаются на кораллы, а легкие — всплывают на поверхность, целиком захватывают вас. Голос Рист звучит в диапазоне от сладкой лирики до безумного крика и способен сокрушить утопические мечты о вечном наслаждении.
Механика флюидов
Насыщенная, вечно меняющаяся образность Рист свидетельствует о многообразном наслаждении от телесного. Полнокровная чувственность многочисленных экранов и галлюцинаторных зеркальных эффектов инсталляции «Пей мой океан» рождает хрупкое ощущение jouissance — чистого, безграничного удовольствия, существовавшего до сложения эдипова комплекса. Эта область иносказания ассоциируется с безграничной женской телесностью, c множеством эрогенных зон, с плотью, полностью подчиненной желанию. Но голос Рист, звучащий в диапазоне от сладкой лирики до безумного крика, способен сокрушить утопические мечты о вечном наслаждении. Ведь у желания всегда должен быть «другой»: он может поддаться или не поддаться искушению, разделить или не разделить влечение. Рист исполняет песню Криса Айзека как выражение опасностей (и удовольствий) желания, подстерегающих нас в мире, исполненном горячечной прелести. Лирический герой также пытается установить защиту от накатывающих волн страсти. С одной стороны, Рист приглашает нас поиграть в игру желания и удовлетворения, с другой — призывает победить опасные последствия страсти.
Нэнси Спектор. Из журнала «Parkett», Цюрих — Нью-Йорк, № 48, 1996, с. 83—91.
Цветы
<…> Для Рист сила искусства — это проникновение в подсознание. Лучшие ее работы похожи на сны. Самая сильная из таких работ — фильм «Пей мой океан», практически целиком снятый под водой. «Пей мой океан» — это масштабная проекция на зеркало в углу выставочного пространства. Работа с поэтической точностью конструирует калейдоскопический взгляд на поглощающее чувство любви и способы выжить в ней. Шепотом страдающего подростка Рист поет первые строки «Жестокой игры» Криса Айзека: «Никогда не думал, что влюблюсь в кого-то вроде тебя», но под конец мы слышим эмоциональную опустошенность взрослого в строках «Никогда не думал, что потеряю тебя». Самый трогательный момент наступает, когда Рист поет: «Не хочу влюбляться никогда». На заднем плане Андерс Гуггисберг поддакивает ей: «Не надо, только сердце разобьешь», после чего Рист заканчивает фразу: «В тебя, в тебя». Раздвоенность чувственного желания подчеркивается и системой зеркал, и эффектом замедленного действия, когда принадлежности семейной жизни — дом на колесах, чашка, тарелка — превращаются в детские игрушки и исчезают на дне морском.
Пеги Фелан, Ханс-Ульрих Обрист, Элизабет Бронфен. Из книги «Пипилотти Рист». Лондон, Phaidon Press, 2001
Утопая и всплывая
В инсталляции «Пей мой океан» Рист использует не только пространство стены, но и угол комнаты. В нем отражается основная проекция. Создаваемый эффект, по мнению исследователей, «напоминает калейдоскопический эффект живописи оп-арта, образы будто бы засасывает, и они исчезают за углом». Это нужно для «почти дидактического» подчеркивания «фрагментированного взгляда как принципа восприятия повседневной жизни». Но до того, как зритель осознает эту фрагментарность, его впечатлят образы морского дна, где песок, кораллы, рыбы и медузы подсвечены солнцем, где тела пловцов двигаются почти что в трансе и объекты медленно идут ко дну. Все опускается на кораллы мягкого морского дна: чашки с разноцветными узорами в стиле семидесятых, бидоны из-под молока, виниловая пластинка, пластмассовое сердце с вышивкой, игрушечный дом на колесах. Более легкие предметы всплывают на поверхность. Женщина и мужчина по очереди плещутся в воде. Отражения поверхности танцуют на их телах. Мы видим в основном их ноги и руки с точки зрения рыб. В инсталляции, однако, есть не только образы моря, но и элементы видео «Сутенерское порно», кадры с небом и краткое путешествие вглубь увеличенного глаза. Сразу за подводным вихрем появляется зелено-голубой глаз, заполняющий обе стены. Его поверхность блестит на солнце. Удвоение глаза в зеркале создает в углу комнаты эффект, описанный выше. С одной стороны, зрители теряются в глубине проекции, как в море, с другой — взгляд и плоскостность отраженного глаза мешают полному растворению в нирване подводного мира. Так на долю секунды проекция больше не кажется заманчивой поверхностью моря, теперь погружение невозможно. Вместо того чтобы потеряться в бесконечных глубинах океана, зрители встречаются с поверхностью органа, благодаря которому такая иллюзия вообще возможна.
Анне Золь. Из книги «Пипилотти Рист. Монографии о художниках». Т. 3, Кельн, Friedrich Christian Flick Collection, 2005
|