|
пресс-релиз:
Архитектура 1960-1980-х годов долгое время составляла самый нелюбимый пласт отечественного архитектурного наследия. «Унылые коробки», «неуютные, несомасштабные человеку сооружения» – иначе об этих зданиях не говорили. И вот это отношение на наших глазах начинает меняться. Для этого понадобилось, чтобы выросло новое поколение, способное посмотреть на «бетонных монстров» с непредвзятым любопытством. А также, чтобы советским модернизмом заинтересовались иностранцы.
Переоценка послевоенного модернизма происходит сейчас во всем мире. В круг интересов исследователей попали не только шедевры знаменитых зодчих, но и комплексы социального жилья, общественные и административные здания, спроектированные безвестными муниципальными архитекторами – именно им была посвящена, в частности, выставка, представленная бюро OMA на последней Венецианской биеннале. И именно в этом контексте возник острый интерес к советской модернистской архитектуре. Выставки в нью-йоркском Storefront for Art and Architecture и в Венском центре архитектуры побили рекорды посещаемости. Издаются книги, проводятся конференции. Просвещенная общественность Запада обнаружила, что за железным занавесом цвела очень своеобразная, мощная и яркая архитектура. «Лебединая песня» Советского Союза оказалась архитектурной.
В течение четырех десятилетий после отказа от социалистического реализма, в советском градостроительном ландшафте доминировали дерзкие здания, в которых отразились идеи Ле Корбюзье, Оскара Нимейера, Эро Сааринена и других западных мастеров. Они смело интерпретировали такие типы зданий, как аэропорты, цирки, стадионы и музеи» – пишет о советском модернизме историк современной архитектуры, профессор Института изящных искусств Университета Нью-Йорка (США) Жан-Луи Коэн. Как это когда-то было с авангардом, интерес со стороны иностранцев повлиял и на восприятие собственного архитектурного наследия внутри страны, прибавив уверенности тем, кто и раньше не сомневался в ценности модернистской архитектуры, и поколебав негативное отношение других. В России изучение периода советского модернизма тоже активизировалось за последние несколько лет.
К сожалению, в массовом сознании архитектура 1960-1980-х до сих пор окрашена негативным отношением к недавнему социалистическому. Ценность, а нередко и сама возможность дальнейшей эксплуатации построенных в этот период зданий нередко ставятся под сомнение в России и странах бывшего СССР. В этой достаточно проблематичной ситуации, неожиданный всплеск интереса к этой архитектуре на Западе и одновременная активизация российских защитников архитектурного наследия может качественно изменить ситуацию и дать этим величественным зданиям шанс войти в историю, как памятники архитектуры ХХ века.
Российская секция DOCOMOMO International и Союз московских архитекторов объединили свои усилия, направленные на популяризацию и сохранение архитектурного наследия XX века в рамках программы «Мастера советской архитектуры». Очередным мероприятием программы станет круглый стол «Возвращение модернизма», в рамках которого архитекторы, журналисты и исследователи попытаются проанализировать феномен советского модернизма.
В круглом столе примут участие:
- Анна Броновицкая,
- Николай Лызлов,
- Карен Бальян,
- Николай Малинин,
- Ольга Казакова,
Николай Васильев, - Эдуард Кубенский
|