В своем новом проекте "Коммуникации" Игорь Чиркин и Алексей Подкидышев обращаются к различным художественным дисциплинам и традициям. С одной стороны, в их работе легко узнается характерная для современной скульптуры увлеченность промышленными технологиями и повседневными практиками.
Сварные конструкции и ткани, упаковочные материалы и найденные объекты работают и как скульптурные формы и как элементы общего пространства. На этом уровне проект предстает как инсталляция, концептуально и эстетически заряженная среда, которую следует не созерцать на дистанции, а проживать непосредственно, находясь внутри нее. Сама ситуация выставки становится для художников средством сообщения, местом встречи и диалога между воплощением и восприятием идеи.
"Коммуникации" являют и критический взгляд на проблематику близкую современной архитектуре. Здесь художников интересуют две основные тенденции. Во-первых, переход от объектных моделей пространства к процессуальным, превращение статичных объемов застройки в питаемые социальной энергией сети из потоков знаков, вещей и людей. Во-вторых, антропологический поворот, рост влияния культурных и социально-психологических сил на организацию пространств. Все большее значение приобретают факторы, еще недавно полагавшиеся пренебрежимо слабыми: эмоции и воображение формируют городскую среду активнее, чем универсальные стандарты и нормы. Так, приближаясь к человеку, архитектура превращается в расширение тела.
В самых разных культурах, от архаики до Ренессанса тело считалось зеркалом мира, его части связывались с соответствующими регионами мироздания; к наиболее эзотерическим знаниям принадлежала обратная перспектива, в которой космос виделся как аналог тела. Сегодня жизненные среды мобильны и эластичны, в них важны не аналогии, а прямые связи тела с реальностью. Характерное для прошлых эпох разделение микро-, макро-, и мега- масштабов пространственности (человек, пейзаж, город) растворяется в реальности цифровых медиа. Кажется, еще немного, и окружающую среду можно будет носить и менять как одежду. Теоретики называют это wearable space, пространство-интерфейс, в котором архитектура и природа, дизайн и пустота сливаются, открывая новые возможности для воздействия человека на окружающую реальность.
Чиркин и Подкидышев придают этой метафоре намеренно буквалистскую трактовку, чтобы обратить наше внимание на ее неожиданные следствия. Проект "Коммуникации" можно читать как когнитивную карту "жидкой современности". Знаки на этой карте, будь то обыденные предметы или пластические изыски, имеют сложную природу: это и монументы пост-интустриальному производству единства культуры и природы, и комментарии к противоречиям глобализации, и напоминания о том, что вещи вокруг нас это лишь фрагменты социальной ткани, тонкой мембраны между прошлым и будущим, чутко реагирующей на изменения в проходящем сквозь нее потоке истории.