пресс-релиз:
Саломея Гельфер — старейший представитель московской архитектурной школы. В 1930-е гг. ее учителями в Московском архитектурном институте были последователи академика И. В. Жолтовского — С. Н. Кожин, Г. П. Гольц, Н. И. Соболев, М. П. Парусников. Она знала А. В. Щусева, А. К. Бурова, Г. Б. Бархина. В 1940-е гг. при участии И. В. Жолтовского и Г. П. Гольца С. М. Гельфер разрабатывала проекты театральных зданий.
Государственному музею архитектуры им. А. В. Щусева было особенно приятно готовить эту выставку, ведь Саломея Гельфер фактически является и нашим старейшим сотрудником! Она была связана с первыми годами существования Музея Всесоюзной Академии Архитектуры — предшественника МУАРа. Саломея Гельфер пришла в Музей ВАА в 1935 г., будучи студенткой 3-его курса, и с большим энтузиазмом участвовала в его деятельности вплоть до начала войны. Под руководством реставраторов она спасала уцелевшие фрагменты разрушенных памятников архитектуры Москвы: Красных Ворот, Триумфальной арки, храма Христа Спасителя и других, которые собирались для музейной коллекции. Вместе с архитекторами она производила обмеры Китайгородской стены накануне ее сноса. По заданию научных сотрудников Саломея Гельфер выполняла графические работы для экспозиции и занималась благоустройством музейной территории, которая художественно оформлялась декоративными частями снесенных исторических зданий и монументальной скульптурой. На всю жизнь она сохранила трепетное отношение к архитектурному заповеднику, разместившемуся в стенах Донского монастыря.
Музей знает и любит Саломею Максимовну как часть своей истории. Но она, прежде всего — замечательный архитектор со счастливой творческой судьбой.
В 1932 г. 16-летней студенткой архитектурного техникума она стала автором реализованного проекта многоквартирного жилого дома на 3-ей Тверской-Ямской улице.
В 1939 г. на 5 курсе архитектурного института Саломея Гельфер в качестве диплома выполнила специальный заказ — проект Туберкулезного санатория для курорта Теберда на Северном Кавказе. Комиссариат здравоохранения выкупил у института ее работу.
В тяжелейших условиях военного времени Саломея Гельфер возвела город Черняховск в Башкирии для эвакуированного авиационного завода. Позже он вошел в границы Уфы, став одним из важнейших районов башкирской столицы.
В 1960-е гг. Саломея Гельфер создала новаторский проект Новосибирского цирка с универсальным пространством и оригинальным вантовым покрытием. Он был поддержан министром культуры Екатериной Фурцевой и реализован еще в девяти крупнейших городах Советского Союза.
Именно Саломея Гельфер в 1960 — 1980-е гг. была автором проектов реконструкции и реставрации Мариинки и МХТ. Она бережно воссоздала исторический облик знаменитых памятников русской культуры, при этом творения А. К. Кавоса и Ф. О. Шехтеля были превращены в современные театральные здания, отвечающие требованиям времени.
Поздравляем Саломею Максимовну с юбилеем!
Открытие выставки состоится 7 декабря 2006 года, в четверг, в 16.00
|