|
пресс-релиз:
Официальное открытие 27 июня в 14:00. Сантьяго Калатрава Вальс (Santiago Calatrava)– один из самых известных и плодотворно работающих архитекторов современности. За тридцать лет архитектурной практики он реализовал более сорока крупных проектов по всему миру – музеев, стадионов, вокзалов; был удостоен нескольких десятков наград и премий.
В 1974 году Калатрава окончил архитектурный факультет Политехнического университета в своем родном городе, Валенсии, в 1979 – Швейцарский Технический Университет, где сначала получил диплом гражданского инженера, а позже – степень доктора технических наук. В 1981 году основал частную архитектурную практику в Цюрихе. В основе каждого проекта Калатравы лежит наблюдение за природой. Филигранные стальные опоры вокзала Ориенте в Лиссабоне словно ветви тропического леса поддерживают навесы над платформами, паруса свода клуба Марины д'Ареки и оперы в Тенерифе изогнуты как пальмовые листья, а стальные "лепестки" на крыше Музея Завтра в Рио-де-Жанейро тонкими колосками тянутся вслед за солнцем. Мир органики подсказывает не только образные, но и технологические решения. Именно в природе Калатрава находит лучший пример распределения массы при максимальной нагрузке: образцом служит строение птицы. Парящим птицам подобны мосты в Дублине и Харлеммермере, железнодорожная станция TGV в лионском аэропорту Сент-Экзюпери и Музей искусств Милуоки в Висконсине, США. Движение – элемент самый неожиданный для воплощения в столь статичном виде искусства как архитектура. Потенциал движения скрыт во всем, что нас окружает. И простейшая призма, и древнегреческая статуя, и каменный собор воспринимаются в зависимости от того, в каком ракурсе они "пойманы" взглядом зрителя. Опыты с движением и статикой в скульптуре и архитектурных проектах открывают Калатраве новые возможности работы с формой. Так появляется преувеличенный, почти маньеристический изгиб пролета Струнного моста в Иерусалиме, изящно вздернутые козырьки ангаров Эрнстинга и закрученный грациозной спиралью небоскреб "Чикаго Спайер". Пространства Калатравы – как видения из фантастического будущего. Но в отличие от голливудских сценаристов и художников, архитектор не фантазирует, он поглощен исследованием. Опытами, благодаря которым даже такая прозаичная деталь, как вход в провинциальный складской ангар, превращается в произведение искусства. И в том, как противовес за противовесом, акварель за акварелью, из глины и деревянных кубиков архитектор складывает свой удивительный мир, и есть традиция настоящего искусства. По словам М.Б. Пиотровского, генерального директора Государственного Эрмитажа: "В Санкт-Петербурге, городе мостов, трудно представить лучшее начало циклу архитектурных выставок проекта "Эрмитаж 20/21". Я хотел бы воспринимать Сантьяго Калатраву и эту выставку в Государственном Эрмитаже как мост между архитектурой Петербурга девятнадцатого столетия в двадцать первый век". В собрании музея находится замечательная коллекция архитектурной графики, созданной зарубежными художниками XVII-XIX столетий. Монографическая выставка Сантьяго Калатравы, развернутая в самом большом парадном зале Зимнего дворца, прекрасно дополняет это собрание. Кураторы выставки – Ксения Александровна Малич, младший научный сотрудник Сектора Современного искусства Государственного Эрмитажа, и Кристина Карилло де Алборнос, Испания. К выставке подготовлен научный, иллюстрированный каталог (Издательство Государственного Эрмитажа, 2012), который предваряет вступительное слово М.Б. Пиотровского, генерального директора Государственного Эрмитажа. Авторы статей – К.А. Малич, А.К. Лепорк. младший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, и К.К. де Алборнос.
Проведение выставки стало возможным благодаря поддержке компаний JT International and BP. Елена Гетманская Пресс-служба Государственного Эрмитажа Тел. (812) 710-9502; Fax: (812) 312 1567 e-mail: [email protected] www.hermitagemuseum.org
|