|
пресс-релиз:
Новость от 01.06.2012 г.
В музее истории ВМЗ открылась экспозиция фотографий о Нижегородской ярмарке 1896 года
В музее истории Выксунского металлургического завода (ОАО «ВМЗ», Нижегородская область, входит в состав Объединенной металлургической компании, ЗАО «ОМК») открылась экспозиция фотографий под названием «XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896 года в Нижнем Новгороде», предоставленных Государственным музеем архитектуры им. А. В. Щусева (г. Москва). Выставка фоторабот Максима Дмитриева приурочена к открытию второго международного фестиваля новой культуры «Арт-Овраг», который проходит в Выксе с 1 по 3 июня.
Выставка включает в себя 37 фотографий крупнейшей дореволюционной выставки в России, демонстрировавшей промышленный подъем и достижения в художественной сфере. На фотографиях представлены работы многих известных художников, архитекторов и инженеров, среди которых Лев Бенуа, Лев Кекушев, Федор Шехтель, Константин Коровин, Александр Померанцев, Владимир Шухов.
Программа Музея архитектуры, представленная на фестивале «Арт-Овраг», включает в себя выставку, а также лекции и кинопоказы о русском архитектурном авангарде.
По словам заведующей отдела развития Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева Алисы Багдонайте, задача этой программы – дать широкую историческую перспективу на архитектуру, паблик арт и другие организующие пространство дисциплины, взяв в фокус конец XIX – первую треть XX века – время индустриального и технического подъема царской России, выраженного в удивительных павильонах Нижегородской выставки, и рождение русского архитектурного авангарда. Ватерлинией этой программы становится фигура Шухова.
«Владимир Шухов был гениальным инженером, он построил в Выксе два объекта мирового значения – водонапорную башню и перекрытия бывшего листопрокатного цеха. Для талантливой творческой молодежи Шухов – пример для подражания. Поэтому он и стал одной из центральных фигур фестиваля «Арт-Овраг», - сказал директор по связям с общественностью ЗАО «ОМК» Александр Кастравец.
«Сейчас на площадках городского парка культуры и отдыха уже начались первые мастер-классы, где выксунские подростки – будущие металлурги, инженеры, строители, архитекторы – могут проявить себя, показать, что они достойны истории своего города, что творят так же вдохновенно, как великий инженер Владимир Шухов» - сказал Дмитрий Махров, и.о. исполнительного директора ОАО «ВМЗ».
Напомним, что Объединенная металлургическая компания и Выскунский металлургический завод уделяют большое внимание сохранению индустриального наследия одного из старейших центров российской металлургии. В нынешнем, юбилейном для ВМЗ году (255 лет со дня основания) в Выксе будет реализована масштабная программа, направленная на сохранение уникальной исторической атмосферы города – отреставрированы помещения краеведческого музея, расположенного в усадьбе основателей завода, братьев Баташевых, заложен сквер, реставрирован ряд исторических и культурных памятников.
***
Открытие 1 июня в 13.00. В Музее истории завода «ВМЗ», входящем в состав Усадебно-промышленного комплексв Баташевых-Шепелевых в городе Выкса Нижегородской области, Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева открывает экспозицию «XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896 года в Нижнем Новгороде». Крупнейшая дореволюционная выставка в России, демонстрировавшая промышленный подъем и достижения в художественной сфере, явила великолепные достижения русского зодчества: над ее семьюдесятью павильонами работали лучшие архитекторы, художники и инженеры, такие как Лев Бенуа, Лев Кекушев, Федор Шехтель, Константин Коровин, Александр Померанцев, Владимир Шухов. Отдельные павильоны были сооружены для таких мастеров, как Михаил Врубель и Константин Маковский. Нижегородская выставка занимала площадь более 80 гектаров на пустыре за Кунавинской слободой (ныне сад им. Первого Мая), обогнав по своим масштабам Всемирную выставку в Париже (1889 г.) и Всероссийскую выставку в Москве (1882 г.), так что ее по праву можно считать одной из самых значительных выставок XIX столетия. Представленные на экспозиции 37 фотографий из коллекций Музея архитектуры являются жемчужинами фотографического архива и выполнены Максимом Петровичем Дмитриевым (1858-1948 гг.), для которого на территории выставки был специально построен фотографический павильон. Выставка проходит в рамках Выксунского ежегодного Фестиваля новой культуры АРТ-ОВРАГ, лейтмотивом которого стала жизнь публичных пространств. Музей архитектуры в качестве соорганизатора фестиваля предлагает вниманию программу, состоящую из выставки, лекций по истории архитектуры конструктивизма и кинопоказов из цикла «Проекции авангарда». Задача программы – дать некоторую перспективу на предысторию «новой культуры», а именно - на историю архитектуры конца XIX – начала XX века, с ее всемирной славой и новаторским импульсом, и сегодня поражающим наше воображение.
ПРОГРАММА
Кинопоказ ФИЛЬМЫ ИЗ ЦИКЛА «ПРОЕКЦИЯ АВАНГАРДА» Документальный цикл посвящен удивительному периоду в истории ХХ века, когда архитектура молодой Страны Советов в 1920-х гг. утвердилась в авангарде мирового движения. В центре внимания авторов – самые яркие примеры строительства «нового мира», шедевры советского архитектурного авангарда и его герои, легендарные Константин Мельников, Казимир Малевич, Владимир Татлин, Моисей Гинзбург, Иван Леонидов. 8 фильмов х 15 мин.: - «Руины Русского Авангарда»
- «Дом Наркомфина: История кораблекрушения»
- «Храм души Архитектора Мельникова»
- «Клубная жизнь Страны Советов»
- «Республика Страны-Коммуны»
- «Отверженные»
- «Реставрация/Реконструкция»
- «Метаморфозы Русского Авангарда»
«Руины Русского Авангарда» Проблема спасения памятников Авангарда, образующих сегодня особую зону риска,становится камнем преткновения интересов местных инвесторов и международногокультурного сообщества. Об угрозе утраты уникального явления говорят ведущиеархитекторы мира и страны: Заха Хадид, Арата Исодзаки, Одиль Декк, и др. Русский и английский языки 15' /2007/ авторы: Ирина Коробьина, Ольга Кабанова; режиссер: Елена Лысакова
«Дом Наркомфина: История кораблекрушения» Дом Наркомфина арх. Моисея Гинзбурга и Игнатия Милиниса оказал влияние на развитиебазовых идей рационализации жилых комплексов в отечественной и международнойпрактике. Тем не менее, он является ярким художественным жестом – примером роскошипространственных решений, невероятной в условиях жесткой экономии. Знаменитыйпамятник находится под реальной угрозой превращения в руины от собственной ветхости.Его судьба должна решиться сегодня – утверждает внук Моисея Гинзбурга Алексей,архитектор, автор проекта реставрации Дома Наркомфина. Русский и английский языки 5' /2007/ авторы: Ирина Коробьина, Ольга Кабанова; режиссер: Елена Лысакова
«Храм души Архитектора Мельникова» Странное здание в Кривоарбатском переулке всегда вызывало большое любопытство упрохожих. Оно стало местом паломничества архитекторов, приезжающих в Москву со всего мира, чтобы увидеть эту икону советского авангарда. История создания дома, его секреты, его судьба – в центре повествования. Виктор Мельников, сын великого архитектора, построившего дом для своей семьи, как храм для человеческой души, был верным и единственным хранителем дома долгие годы. После его смерти над домом нависла реальная угроза. Русский и английский языки 15' /2007/ автор: Ирина Коробьина, режиссер: Елена Лысакова
«Клубная жизнь Страны Советов» Новый тип сооружений, организующих «досуг трудящихся» означал поиск идеальныхпространственных решений для достижения гармонии духовного и физического развития.Утопическая задача времени всеобщего энтузиазма и подъема принимала радикальныеформы – дерзкие и вдохновляющие. Клубное строительство составило славу Советского Авангарда. А идеи, которые критики того времени отвергали как утопические мечты,начинают реализовываться в наше время. Русский и английский языки 15' /2007/ автор: Ирина Коробьина, режиссер: Елена Лысакова «Республика Страны-Коммуны» Тема раскрывается на примере конструктивистских построек Киева, Харькова, Запорожья.Это и рабочие поселки, и общественные здания. Однако, главное внимание уделяетсядвум стройкам века – запорожскому Днепрогэсу, инженерно-архитектурному чуду ХХвека и комплексу Государственной промышленности в Харькове, одному из гигантовотечественного авангарда.История строительства здания и его судьба на фоне истории страны – индустриализация,экономический подъем и энтузиазм первых пятилеток, война… Уникальная кинохроникапогружает зрителя в контекст времени. Становится очевидным связь архитектуры систорической эпохой. Фильм сделан в киностилистике, современной харьковскому шедевру архитектора Серафимова. Русский и английский языки 15' /2007/ автор: Ирина Коробьина, режиссер: Елена Лысакова
«Отверженные» Авангардная архитектура Питера отнюдь не отличается радикальностью. Она чуткореагирует на классицистический дух города. Она мало известна в мире. Однако, именносюда после революции устремились самые выдающиеся представители русского авангарда, мечтавшие преобразовать мир. Судьба ленинградского конструктивизма, а если шире, то и советского авангарда, рифмуется с личной судьбой его основоположников, Казимира Малевича и Владимира Татлина, надежды которых были связаны с городом, названным «колыбелью революции». Русский и английский языки 15' /2007/ автор: Ирина Коробьина, режиссер: Елена Лысакова
«Реставрация/Реконструкция» На примере уже осуществленной реконструкции памятников советского авангарда – Планетария, Бахметьевского гаража (строительство Еврейского культурного центра),исследуются реальные перспективы их сохранения и приведения в порядок длядальнейшего использования. Каковы шансы привлечь инвестиции? Каково дальнейшееиспользование? Где пределы допустимого вмешательства в памятник? Не ведет лиреновация памятников к потере идентичности и, тем самым, к утрате подлинности?Ответы на столь сложные вопросы дают ведущие специалисты. Пример цивилизованногорешения тяжелейших проблем - научная реставрация произведений мастера итальянского авангарда Джузеппе Терраньи в г.Комо (Италия). Русский и английский языки 15' /2007/ автор: Ирина Коробьина, режиссер: Олеся Буряченко
«Метаморфозы Русского Авангарда» Очевидное влияние советской авангардной культуры прослеживается в творчестве такихвсемирно известных мастеров, как Рем Кулхас, Заха Хадид, Арата Исоздаки и Хани Рашид о чем они с гордостью говорят в интервью. Отрадно, что и в работах отечественных архитекторов, таких как М.Хазанов (комплекс ГЦСИ), в последнее время начинает проявляться авангардная традиция. Русский и английский языки 15' /2007/ автор: Ирина Коробьина, режиссер: Елена Лысакова
Лекции
Денис Ромодин "Архитектура жилых городков 1920-х гг. Москвы и Подмосковья" 1 июня / 14.00/ Гостиница Баташев
В 1920-х годах Моссовет начинает активное строительство муниципального жилья в городе. В эти годы в Москве создаются такие знаменитые жилые городки, как Шаболовка, Дангауэровка, Дубровка и пр. В области также активно начинается строительство многоквартирного жилья в крупных промышленных населенных пунктах. Все эти жилые районы 1920-х гг. стали не только прообразом массового жилья с применением типовых секций, но и ярким свидетельством первого десятилетия советской власти.
Игорь Казусь ГЕНИЙ РУССКОГО АРХИТЕКТУРНОГО АВАНГАРДА 1920-х – 1930-х ГОДОВ: Инженер Владимир Шухов Художник Владимир Татлин Архитекторы Константин Мельников и Иван Леонидов 3 июня / 15.30/ Гостиница Баташев Вдохновляясь идеями инженера универсального таланта Владимира Шухова, основоположника гиперболоидных стальных конструкций (уникальные водонапорные башни и маяки) и сетчатых покрытий двоякой кривизны, впервые крупномасштабно реализованных на Нижегородской выставке 1896 г. и в Выксе), его ажурной башней Коминтерна на Шаболовке (1919, Москва) Владимир Татлин, Константин Мельников и Иван Леонидов создали в легендарные 1920-е – 1930-е годы русского архитектурного авангарда творения непреходящего мирового значения – модель 400-метровой башни III Интернационала (Татлин), знаменитый цилиндрический жилой дом-мастерская Мельникова на Арбате, проекты 300-метрового памятника Христофору Колумбу в Сан-Доминго (Мельников), высотных сооружений Института библиотековедения им. Ленина на Воробьевых горах (Леонидов), здания Наркомтяжпрома на Красной площади (Леонидов) и другие произведения, признанные ныне безусловными шедеврами. Эксперименты этих мастеров, опередивших свое время, сегодня вдохновляют дальнейшие поиски архитекторов всего мира. Лекция сопровождается иллюстративным материалом..
Контакты для прессы в г. Выкса: Смирнова Екатерина, менеджер по PR-работе управления по медиакоммуникациям ОАО "Выксунский металлургический завод" тел.: 8 (83177) 9 62 75 факс: 8 (83177) 9 34 32 e-mail: [email protected]
Дополнительная информация и запрос изображений: Закопайко Юлия Пресс-служба Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева +7 (915) 450 43 49 [email protected]
|