пресс-релиз:
Проект посвящен уникальному периоду в советской истории ХХ века, когда архитектура молодой Страны Советов в 1920-х гг. утвердилась в авангарде мирового движения. Этот период, длившийся не более 15 лет, оказал сильное влияние на международную архитектурную жизнь, но не получил никакого развития в нашей стране. Памятники советского архитектурного авангарда, почитаемые во всем мире, всегда были маргинальны в нашем обществе, вкусы которого исторически ориентированы на имперскую монументальность. Сегодня они на грани физического исчезновения не только из-за износа конструкций, но, главным образом, из-за общественного равнодушия и непонимания. Цель просветительского телепроекта – предъявить зрительской аудитории проблемы охраны архитектурного наследия советского авангарда, а также представить его наиболее яркие явления, признанные во всем мире главным вкладом России в культуру ХХ века.
Фильм 1 Руины Русского Авангарда Проблема спасения памятников Авангарда, образующих сегодня особую зону риска, становится камнем преткновения интересов местных инвесторов и международного культурного сообщества. Об угрозе утраты уникального явления говорят ведущие архитекторы мира и страны: Заха Хадид, Арата Исодзаки, Одиль Декк, и др.
Фильм 2 Дом Наркомфина. История кораблекрушения Дом Наркомфина арх. Моисея Гинзбурга оказал влияние на развитие базовых идей рационализации жилых комплексов в отечественной и международной практике. Тем не менее, он является ярким художественным жестом – примером роскоши пространственных решений, невероятной в условиях жесткой экономии. Знаменитый памятник находится под реальной угрозой превращения в руины от собственной ветхости, а также безразличия общества и власти. Его судьба должна решиться сегодня – утверждает внук Моисея Гинзбурга Алексей, архитектор, автор проекта реставрации Дома Наркомфина.
Фильм 3 Храм души Архитектора Мельникова Странное здание в Кривоарбатском переулке всегда вызывало большое любопытство у прохожих. Оно стало местом паломничества архитекторов, приезжающих в Москву со всего мира, чтобы увидеть эту икону советского авангарда. История создания дома, его секреты, его судьба – в центре повествования. Виктор Мельников, сын великого архитектора, построившего дом для своей семьи, как храм для человеческой души, был верным и единственным хранителем дома долгие годы. После его смерти над домом Мельникова нависла реальная угроза.
Фильм 4 Клубная жизнь страны Советов Новый тип сооружений, организующих «досуг трудящихся», означал поиск идеальных пространственных решений для достижения гармонии духовного и физического развития. Казалось, именно так можно воспитать нового, совершенного человека – строителя Коммунизма. Утопическая задача времени всеобщего энтузиазма и подъема принимала радикальные архитектурные формы – дерзкие и вдохновляющие. Клубное строительство составило славу Советского Авангарда.
Фильм 5 Республiка страны Коммуна Тема раскрывается на примере конструктивистских построек Киева, Харькова, Запорожья. Это и рабочие поселки, и общественные здания. Главное внимание уделяется двум стройкам века – запорожскому Днепрогэсу, инженерно-архитектурному чуду ХХ века и комплексу Государственной промышленности в Харькове, гиганту советского авангарда. История строительства здания и его судьба прослеживаются на фоне истории страны – индустриализация, экономический подъем и энтузиазм первых пятилеток, война… Уникальная кинохроника погружает зрителя в контекст времени.
Фильм 6 Питерский Авангард История питерского архитектурного авангарда созвучна с драматичной судьбой Казимира Малевича, признанного лидера авангардного движения. Малевич прибыл в Петроград, колыбель Революции, с надеждой на воплощение своих футуристических идей. Однако этому не суждено было сбыться. Злой рок преследовал его и после кончины – история исчезновения последнего пристанища символично отражает судьбу питерского, а если шире, то и русского авангарда в целом.
Фильм 7 Реставрация / Реконструкция Реж. Олеся Буряченко На примере уже начавшейся реконструкции памятников советского авангарда – Планетария и Бахметьевского гаража - исследуются реальные перспективы их сохранения и приспособления для дальнейшего использования. Каковы шансы привлечь инвестиции? Где пределы допустимого вмешательства в памятник? Не ведет ли реновация памятников к потере идентичности и, тем самым, к утрате подлинности? Ответы на столь сложные вопросы дают ведущие специалисты в этой области: Александр Кудрявцев, президент Российской академии архитектуры, Наталья Душкина, профессор МАРХИ, Анке Заливако, архитектор (Германия). Пример цивилизованного решения тяжелейших проблем - научная реставрация произведений мастера итальянского авангарда Джузеппе Терраньи в г. Комо (Италия).
Фильм 8 Метаморфозы Русского Авангарда Очевидное влияние советской авангардной культуры прослеживается в творчестве таких всемирно известных мастеров, как Рем Кулхас (Нидерланды), Заха Хадид (Великобритания), Арата Исоздаки (Япония) и Хани Рашид (США), о чем они с гордостью говорят в интервью. Советский архитектурный авангард, просуществовав чуть больше десятилетия, оказал влияние на развитие современной архитектуры во всем мире, но не на Родине. Его традиции начинают появляться в творчестве российских архитекторов лишь сегодня. Комплекс Государственного центра современного искусства, удостоенный Национальной премии – один из немногих примеров.
Автор Ирина Коробьина Режиссер Елена Лысакова 8 документальных фильмов Хронометраж: 15 мин
|