|  | пресс-релиз:Участники: 
 - Ирина Коробьина, Директор Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева;
 - Владимир Шухов, Председатель DOCOMOMO-Россия, глава фонда «Шуховская башня»;
 - Наталия Душкина, профессор МАРХИ, вице-президент Международного научного комитета ИКОМОС по наследию ХХ века, член Федерального научно-методического совета по культурному наследию при Министерстве культуры РФ;
 - Анна Броновицкая, Генеральный секретарь DOCOMOMO-Россия, член Федерального научно-методического совета по культурному наследию при Министерстве культуры РФ, редактор журнала «Проект Россия», доцент МАРХИ;
 - Елена Овсянникова, Председатель секции DOCOMOMO-Москва-Центр, член Федерального научно-методического совета по культурному наследию при Министерстве культуры РФ, профессор МАРХИ;
 - Людмила Токменинова, Председатель секции DOCOMOMO-Урал, член Федерального научно-методического совета по культурному наследию при Министерстве культуры РФ, куратор международной программы «Баухауз на Урале»;
 - Марина Хрусталева, член оргкомитета DOCOMOMO-Россия, член правления Московского общества охраны архитектурного наследия (MAPS), координатор Международной секции общественного движения «Архнадзор»;
 
 Советская Атлантида тонет на глазах
 
 Накануне Международного дня памятников и достопримечательных мест мы хотим привлечь внимание к положению памятников архитектуры XX века в России. При неблагополучной ситуации с  охраной памятников в целом, наследие прошедшего века находится в наиболее незащищенном состоянии. Лишь небольшая часть достойных сохранения памятников имеет охранный статус, чаще всего низшей категории – местной или региональной. Снести или перестроить здание XX века гораздо проще, чем относящееся к более ранним эпохам. Общество и власть только начинают осознавать ценность этого слоя наследия. Ежегодно страна теряет десятки выдающихся сооружений. Их утрата не может быть восполнена: XX век необратимо ушел в прошлое.
 
 Грандиозный социальный эксперимент, пережитый Россией в XX веке, оставил нам уникальное архитектурное наследие. Многие типы зданий 1920-х годов – дома-коммуны, фабрики-кухни, рабочие клубы – не имеют аналогов в мире. Архитекторы 1930-1950-х, работавшие в условиях сильнейшего давления власти, направили свой талант на создание неповторимого «сталинского стиля». Период оттепели и последующих десятилетий дал примеры поражающих конструктивной смелостью и масштабами модернистских сооружений. Сегодня все это стремительно исчезает с лица земли.
 
 DOCOMOMO-Россия намерена добиваться:
 
 1.    Радикального изменения отношения общества и власти к наследию ХХ века и признания его ценности наравне с наследием более древней истории;
 2.    Срочной постановки на государственный учет и охрану объектов архитектурного наследия 1900-1970-х годов;
 3.    Безотлагательного повышения охранного статуса выдающихся памятников ХХ века, имеющих мировое значение, до уровня федеральной охраны;
 4.    Срочных консервационных и реставрационных работ на объектах культурного наследия XX века, находящихся на государственной охране;
 5.    Развития международного сотрудничества в деле охраны наследия и реставрации объектов XX века;
 6.    Включения уникальных памятников ХХ века, находящихся на территории России, в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО;
 7.    Включения развернутого раздела об архитектуре XX века в школьную программу и в учебные программы высшей школы.
 
 В настоящее время в срочном вмешательстве нуждается ряд выдающихся объектов XX века:
 
 1.    Комплекс ВВЦ (Москва). Существующие программы реконструкции предусматривают необратимое изменение уникального целостного ансамбля ВДНХ и снос значительной части исторических павильонов, не имеющих до настоящего момента охранного статуса;
 2.    Речной вокзал (Москва). Владелец не располагает средствами для продолжения начатого ремонта. Здание – одно из лучших сооружений Москвы 1930-х годов – стремительно разрушается;
 3.    Типография Лисицкого (Москва). Уникальный памятник, единственный в мире осуществленный проект Эль Лисицкого, находится на грани гибели. 1октября 2011 г. в нем произошло очередное возгорание;
 4.    Дом Наркомфина (Москва). Разговоры о необходимости его реставрации идут годами, но до сих пор НИЧЕГО не сделано. Необходима государственная воля для разрешения запутанных вопросов собственности, препятствующих началу реставрационных работ;
 5.    Жилой квартал «Преображенское» и другие жилые комплексы в Москве, сохранившие планировку и характерную архитектуру 1920-1930-х годов. Из 26 таких комплексов, утвержденных в последние годы как памятники, 9 были выведены из этого перечня решением комиссии правительства Москвы и находятся под угрозой сноса;
 6.    Фабрика «Красное знамя», (Санкт-Петербург). Единственная в нашей стране постройка всемирно известного архитектора Эриха Мендельсона заброшена и разрушается;
 7.    Фабрика-кухня, (Самара). Уникальное сооружение в форме серпа и молота, творение одной из немногих женщин-архитекторов 1920-х годов, находится под угрозой сноса;
 8.    Конструктивистская больница, (Ростов-на-Дону). Владелец здания, городская больница им. Семашко, хочет построить на его месте новый корпус и требует лишить комплекс, построенный по проекту московского архитектора Пантелеймона Голосова, статуса вновь выявленного объекта культурного наследия.
 
 Позитивные примеры возвращения к жизни памятников архитектуры XX века пока редки, но они появляются.
 
 В Выборге подходит к концу реставрация здания библиотеки, построенной в начале 1930-х годов по проекту великого Алвара Аалто. Реставрационные работы, проведенные с большим участием финских специалистов, являются образцом обращения с сооружением раннего модернизма. Этот ценный опыт необходимо всемерно распространять. Заслуживает похвалы также реставрация клубной части ДК им. Горбунова в Москве, где в феврале открылся Театр Мюзикла.
 
 Также внушают надежду инициативы, связанные с приспособлением сооружений XX века под нужды институций современного искусства. Речь идет о проекте создания музея современного искусства в помещениях кинотеатра «Ударник» (Б.М. Иофан), о планирующейся реставрации павильона «Шестигранник» (И.В. Жолтовский, 1923) и здания ресторана «Времена года» (1970-е) в Парке им. Горького в Москве для размещения в них Центра современной культуры «Гараж».
 
 DOCOMOMO-Россия намерена инициировать рассмотрение проблем охраны наследия XX века:
 - в Общественной палате Российской федерации;
 - на Научно-методическом Совете по охране культурного наследия при Министерстве культуры РФ.
 
 
 |