Ольга Солонарь.
Неожиданности бетона: cоветский модернизм на выставке в Вене
// Deutsche Welle
, 30.01.2013
http://www.dw.de/неожиданности-бетона-cоветский-модернизм-на-выставке-в-вене/a-16546520
23-25 ноября в рамках выставки состоится конференция, посвященная наследию советского модернизма.
В то время как конструктивизм революционного времени и сталинская архитектура привлекали внимание западных историков архитектуры, советская архитектура второй половины 20 века остается во многом неизвестной и сводится к клише бесконечно унылой типовой застройки и безутешно пустых городских пространств. Исследовательский и выставочный проект «Советский Модернизм» впервые посвящен обстоятельному изучению архитектуры, возникшей в период с конца пятидесятых годов 20 века до распада СССР в 1991 году, в 14 бывших советских республиках – Армении, Азербайджане, Белоруссии, Грузии, Латвии, Литве, Молдавии, Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане, Украине и Эстонии. В трудах западных специалистов в лучшем случае изредка проскальзывают упоминания о шедеврах из данных регионов, но систематическое исследование этого, столь значимого второго континента модернизма, раскинувшегося между Таллинном и Ташкентом, началось лишь в последнее время. В связи с этим «Советский Модернизм» поставил себе целью выявление контекста и подробное описание послевоенного модернизма. Мы тем самым отходим от стереотипа безликой и однообразной советской архитектуры, ищем региональные особенности, всякий раз возникающие по своим определенным законам, и открываем до сих пор неизвестные шедевры, которые не уступают соответствующим западным образцам.
Почему не Россия?
Политическое развитие СССР вело в 20 столетии к расширению советского влияния от главной республики – России – к периферийным территориям государства. Этот процесс и вбирал в себя уже существующие национальные идентичности, и создавал новые способы идентификации. Поскольку модернизм давно уже не рассматривается в качестве единого, глобального «интернационального стиля», как было принято в период между двумя мировыми войнами, а строится на дифференциации региональных условий, – необходимо также подчеркивать различия советских республик и регионов. Мы сознательно исключаем российскую архитектуру из нашего проекта в стремлении раскрыть архитектурные «индивидуальности в рамках империи» и ограничиваемся представлением об управляемом из центра архитектурном аппарате, который действовал во всех республиках посредством плановых институтов и предписанных норм.
Рождение и идентичность новых государств
В отличие от западных стереотипов, приписывающих архитектуре всех коммунистических государств единый стиль, обусловленный предположительно одинаковыми условиями производства и нормативными предписаниями, мы, прежде всего, на основе культурных различий раскрываем исключительное многообразие локальных стратегий, форм и масштабов, которые без натяжек позволяют себя сопоставлять с развитием архитектуры в капиталистических государствах. Таким образом, и в закрытой политической системе Советского Союза, в его «периферийных республиках» оказалось возможным возникновение различных архитектурных направлений.
Если страны Прибалтики – в продолжающемся политическом противостоянии советской оккупации – явно ориентировались на архитектуру соседних скандинавских стран, то архитектура Белоруссии и Украины, благодаря культурной близости, оказывалась под влиянием российских образцов. Совершенно иначе на южных рубежах СССР в республиках Центральной Азии возникала локальная идентичность, вбирающая в себя национальные корни и конструкции. Также и на Кавказе набирали силу местные архитектурные элиты и школы, обладающие самобытным стилем. Вопрос, – могут ли эти процессы обретения национальной идентификации в советской системе сопоставлены с развитием капиталистического Запада в эпоху постмодернизма, – открывает новое поле для архитектурно- теоретических исследований.
Последний шанс
Основной задачей Венского архитектурного центра, в силу его геополитического положения, является открытие и презентация восточноевропейской коммунистической архитектуры 20 века. Представляя себя «Воротами на Запад», мы в последнее время интенсивно занимались архитектурой Юго-Восточной Европы, архитектурой Балкан. Проект «Советский Модернизм» расширяет этот радиус, превращаясь в большую исследовательскую программу, которая уже воплотилась в составлении базы данных по проектам данного времени и региона, а также в научной библиотеке трудов соответствующей тематики.
Этот масштабный исследовательский проект стремится оживить закосневшие после распада СССР коммуникативные структуры и наладить контакты между архитекторами, исследователями и экспертами. Еще живы многие герои, градостроители и очевидцы, чьи истории едва ли написаны и чьи произведения не рассмотрены в соответствующих контекстах.
Время не терпит, в некоторых из этих стран необходимо срочно действовать. Многие постройки, еще ожидающие достойной архитектурной оценки, находятся под угрозой исчезновения. С одной стороны, несовершенство строительных технологий того времени обусловило их сверхбыстрое старение, с другой, – не хватает ресурсов для поддержания их в должном состоянии. В бурно развивающихся же странах – наследниках республик бывшего СССР – эти строения подвергаются ремонту и модернизации, растворяясь в потоке современной девелоперской архитектуры. К тому же, в молодых посткоммунистических государствах такие здания оказались в особенно незавидном положении, поскольку воспринимаются как наследие преодоленной и обреченной на забвение эпохи.
Идеология архитектуры
До сих пор история архитектуры 20 века занимается, прежде всего, проектами западного капиталистического мира. Только теперь мы постепенно начинаем ставить под вопрос этот подход, оставшийся со времен «Холодной войны», и предлагаем новый взгляд на «мировую архитектуру», вбирающую в себя также достижения восточных коммунистических стран. С культурно- и архитектурно-исторической точек зрения, учитывающих декларируемую Москвой необходимость построения многонационального государства и особенности взаимоотношения местных элит и центра, – исключительно актуальным представляется выявление этих, едва ли исследованных, региональных архитектурных языков и диалектов, возникших в постсталинский радикально модернизационный период.
Когда Хрущев в 1955 году объявил конец эпохи сталинской архитектуры и начало соревнования с капитализмом, новая задача – 90% проектов должны оставаться типовыми – означала существенное ограничение творческой свободы архитекторов. Лишь с трудом в некоторых республиках пробивали себе дорогу самостоятельные архитектурные направления и выдающиеся личности. Сочетание интернационального языка архитектуры с национальными традициями и влияниями приводило к появлению так называемых «национальных стилей», которым удалось окончательно оформиться уже в брежневскую эру. Это отчетливо проявляется на примере различных интерпретаций идеи репрезентативных зданий, таких как Дворец Съездов коммунистической партии. Архитекторы данного времени с их поиском национального модернизма и по сей день относятся к культурной элите своих стран.
В связи с этим возникает насущный вопрос, как воздействуют различные условия производства на развитие архитектуры в капиталистической и коммунистической системе.
Презентация
Выставка предполагает несколько уровней прочтения. Невозможно обойтись без культурно-исторического обзора, посвященного возникновению 14 республик и основанного на примере особенно значимых проектов, которые позволяют выявить различия и особенности регионального модернизма.
Шедевры этой гибридной архитектуры будут представлены с помощью оригинальных материалов – чертежей, планов, набросков, а также еще сохранившихся моделей из местных и государственных архивов, частных студий и небольших музеев архитектуры. Множество исторических и современных фотографий дают возможность, с одной стороны, убедиться в значимости этих проектов, с другой, – показывают их состояние на сегодняшний день. Аудио- и видеоматериалы исторических хроник – записи торжественных открытий и праздников – помогут почувствовать дух эпохи и грандиозность строительных замыслов, являвшихся пропагандистским инструментом той системы.
В контексте двух центральных тем советской строительной политики – жилищного строительства (социалистической типовой жилой застройки с его региональными вариациями) и развития городской среды (на примере различных городов) – эти шедевры впервые могут быть по-настоящему классифицированы, оценены и поняты.
В завершение будет документирован и сам исследовательский процесс – захватывающие поиски, поездки и встречи команды Венского Архитектурного Центра с местными архитекторами и специалистами в процессе открытия неизведанного континента архитектурной истории 20 столетия.
Выставки и литература
Ниже прилагается краткий список наиболее важных выставок и публикаций, с различных точек зрения посвященных послевоенной советской архитектуре. «Советский модернизм» способствует, с одной стороны, сопоставлению и расширению этих проектов, с другой, – основной целью нашего исследования, как сказано выше, является региональный анализ развития архитектуры в республиках за пределами «центра» – России.
Выставка: Советский модернизм 1955 – 1985. Музей архитектуры, Москва. 17.04 – 25.05.2006. / Куратор: Андрей Гозак.
Публикация: Советский модернизм 1955 – 1985. 2009, изд-во Tatlin, Екатеринбург / Антология – Феликс Новиков; Взгляд из XXI века – Владимир Белоголовский.
Publikation: Architectural Design Profile 68. Uses of Tradition in Russion & Soviet Architecture, 1987, published as part of Architectural Design Volume 57 7/8-1987
Publikation: Landmarks of Soviet Architecture 1917–1991, 1992, Ernst & Sohn Verlag, Berlin / Alexander Ryabushin and Nadia Smolina
Publikation: Sowjetische Architektur 1960 – 1990. Zwischen Stalin und Glasnost, 2009, DOM Publishers, Berlin / Philipp Meuser (Einleitung), Jörn Börner, Caroline Uhlig (Projekttexte)
Publikation: CCCP Cosmic Communist Constructions Photographed, 2011, Taschen Verlag, Köln / Photographs and Essays by Frédéric Chaubin