пресс-релиз:
«До Ближнего Востока в последние десятилетия (то есть тогда, когда античные памятники этих мест сделалось возможным изучать) добирались многие специалисты, но, как правило, вовсе иного профиля, отнюдь не историки искусства. Они тоже были озабочены проблемами имперского строительства, но прагматичного, никак не идеального. Ревзин — из немногих, изучающих сегодня эти места с точки зрения идеала. Вдумайтесь: все те храмы и форумы, до которых Ревзин доехал, добрался, которые сфотографировал, описал, — этого в русских книгах по искусству не существовало вообще. Этого в нашем знании античности не было вовсе — а вот теперь есть».
Максим Кантор. «Путешествие из античности и обратно»
Я не фотохудожник. И тем не менее, некий критерий «подлинности» в художественном смысле у меня был. Та античность, которую я увидел на Востоке, была такой, как рисовали ее Пуссен или Гюбер Робер, Пиранези или Алессандро Маньяско. Той, которая соответствовала поэтике традиционного европейского пейзажа. Этот пейзаж больше не встретишь в Европе, Европа уничтожила свой пейзаж. Здесь еще живо то, из чего он родился. Именно это чувство опознавания картины в реальности и было моим «моментом подлинности». Это было проявление в пейзаже некоего замысла о нем, высшего смысла пейзажа, который существует, ну, скажем, в мире платоновских «идей».
Григорий Ревзин
|