|
пресс-релиз:
Слово куратора СА России был основан уже на закате советской эпохи. Насколько мне известно, инициатива исходила не от властей, мотором являлся Александр Григорьевич Рочегов, ставший и первым президентом новообразованной организационной структуры. Спустя двенадцать лет он повторит свой профессиональный и гражданский подвиг, практически в одиночку – один на один в схватке с государственным молохом - воссоздав Российскую Академию архитектуры и строительных наук, в свое время расформированную на волне хрущевской борьбы с излишествами. К 30-летию СА нынешнее руководство решило организовать выставку. Сначала предполагали повезти ее в Токио на конгресс МСА, но потом передумали – как вы объясните иностранным коллегам, чьи гильдии справили – в одних случаях давно, в других недавно – столетний юбилей, скромность этой даты? Что, рассказывать им про то, что у нас была, как ее называют политологи, обратная империя, или держава, с ее практикой не грабительского вывоза из колоний, а скорее, наоборот, дальновидного ввоза в братские республики, инвестирования в их содержание и развитие, в тамошнюю инфраструктуру и производственные мощности? Система, где титульной нации отводилась тягловая функция, в результате чего она оказывалась фактически дискриминируемой – что уж там говорить о Российском Союзе архитекторов, даже компартии РФ – и той, как известно, не было. Так что почли за благо не нарываться на лишние вопросы.Теперь о самой выставке. Мне как куратору фактически был предоставлен карт-бланш, лишь оговаривалось следование принципу научной объективности. Подразумевалось, что привычной в таких случаях барабанной дроби можно избежать. В основу экспозиции, которая получила название «Современная российская архитектура в контексте социокультурных циклов. К 30-летию СА России», положена циклическая модель эволюции архитектуры, оказывающаяся следствием нелинейного видения архитектурной истории. Именно нелинейная динамика, или синергетика, является одним из перспективных векторов развития социально-гуманитарного знания, определяет сам стиль современного мышления, набрасывая на эмпирический материал новую концептуальную сетку. В результате смещаются исторические акценты, высвечиваются новые исторические пласты, реорганизуется исследовательский каркас. К примеру, обнаруживается гомологическое родство разнесенных во времени историко-архитектурных эпох (отсюда – «На уходящей волне-1 и 2»), возникает повышенный интерес к переломным моментам архитектурного развития (в данном случае это пара гребней-экстремумов и межцикловые точки), ранее разрозненные факты наполняются логикой и смыслом, а значит – архитектурная наука обретает прогностическое измерение (заключительный раздел выставки – «Мировой коллапс: профессиональная реакция»).
Единицами научного анализа и – соответственно – экспозиционного предъявления оказываются, во-первых, собственно циклизм архитектурного развития, наиболее явственно манифестируемый в попеременных подъемах-спадах профессиональной энергетики, а во-вторых, динамика соотношения действительности и идеала, время от времени оборачивающегося утопией, проще говоря - реальной и визионерской практик. В открывающейся перспективе логичным было бы исследование и демонстрация взаимодействия параметров порядка – кирпичиков, лежащих в основании теории самоорганизации, которые неизменно возникают в окрестности тех самых переломных точек, или, говоря синергетическим языком, зон бифуркации. К сожалению, пришлось оставить эту затею. И дело здесь даже не в том, что нельзя объять необъятное, тем более в рамках лаконичного выставочного формата, но, во-первых, в силу необходимости в таком случае изучения и – соответственно – экспонирования текстового слоя, что утяжелило бы выставку, а во-вторых, если говорить о ситуации 2010-х гг., пока неочевидно формирование параметра порядка, который должен составить пару успевшему проявиться первому из них в лице «зеленого» тренда.
Впрочем, в условиях уплотняющегося исторического времени, когда любая из стадий переживаемого нами постмодернистского цикла кратно меньше (если быть точным, примерно в три раза) любой из стадий предыдущей модернистской волны, динамика принятых нами двух этих переменных – профессиональной энергетики и взаимоотношений идеала и действительности – и за, казалось бы, достаточно короткий период времени – всего-то три десятилетия - оказывается весьма показательной.
Концептуальная нагруженность выставки не мешает показу собственно архитектуры, ради которой, в общем-то, на нее и приходят. Над теоретическими построениями возвышаются отобранные нами лучшие реализации и бумажные (изначально или вынужденно ставшие таковыми) проекты позднего советского и постсоветского времени. Помимо всего прочего, эта ретроспектива позволяет увидеть, с одной стороны, перерывы постепенности, а с другой – нити преемственности, разделяющие / связывающие отечественную архитектуру. Выделить архитектурные – и социокультурные – константы – поверх исторических разломов, внутриполитической конъюнктуры, пробегающей по фасаду мелкой стилистической ряби. Некоторые из них обозначены нами в сопровождающих текстах, другие – надеемся, выхватит взгляд внимательного зрителя. Остается выразить признательность руководству СА РФ за предоставленную возможность сформировать галерею «АВ». И заверить, что данная подборка – лишь одна из возможных версий истории современной российской архитектуры…
Дмитрий Фесенко
Юбилейную выставку Союза архитекторов России в течение ближайшего года планируется показать в разных регионах и городах страны, чтобы познакомить широкую общественность с историей организации и достижениями отечественных мастеров архитектуры. Выставка подготовлена при поддержке САР, СМА и ГАРХИ Концепция выставки – Д.Фесенко Тексты – Д.Фесенко Материалы из архива СА РФ – М.Новикова Аннотации – Д.Фесенко, К.Савкин Иллюстрации – архив журнала «Архитектурный Вестник» Инсталляции – В.Савинкин, В.Кузьмин Графический дизайн – Я.Усов Техническая поддержка – Л.Шапиро, К.Чаплинский Технологическое обеспечение – М.Малкин
|