Леонид Матвеевич Дрейер Историк архитектуры, филолог, преподаватель Центра библеистики и иудаики Российского государственного гуманитарного университета
Иерусалимский храм в библейских описаниях
Включенные в библейский канон технические описания, посвященные Иерусалимскому храму, являются самыми подробными и информативными текстами этого жанра в литературе древнего Ближнего Востока. Но эти строительные описания, изобилующие техническими терминами (многие из которых встречаются в Библии лишь однажды и не имеют параллелей в родственных языках), относятся также к наиболее сложным местам в Библии, что крайне затрудняет их интерпретацию. Индикатором же правильного понимания этих текстов является возможность реконструкции облика храма. Проблему пытались решить многие поколения комментаторов и исследователей. Подробный научный анализ соответствующих библейских текстов (древнееврейского оригинала и классических переводов) позволяет предложить наименее противоречивую реконструкцию.
Светлана Валерьевна Тарханова Историк архитектуры, научный сотрудник НИИТИАГ РААСН
Синагога V в. в Капернауме как памятник альтернативного развития греко-римской архитектуры. Особенности архитектурного стиля
Капернаумская синагога является жемчужиной позднеантичной иудейской архитектуры для всей территории Израиля и Диаспоры. Такой памятник не мог появиться без предшествующего развития и не мог не оказать влияния на дальнейшее развитие синагогальной архитектуры. Справедливо считается, что Капернаумская постройка является самой характерной среди синагог «ранне-галилейского» архитектурного типа, основными признаками которого являлись ориентация в сторону Иерусалима, пышно разработанный главный фасад с тройным входом, три ряда колонн в интерьере (два параллельных и один поперечный).
Памятник обладает многими интересными особенностями планировки и декора, которые, с одной стороны, плотно связывают ее с греко-римскими прототипами, а с другой - делают ее воплощением оригинальных и исключительных идей, известных только в иудейской среде Галилеи. Многочисленные параллели связывают Капернаумскую синагогу со светскими и с культовыми памятниками I-III вв. Александрии, Набатеи, Ливана, Сирии, Рима и непосредственно самой Палестины. Интересно, что один и тот же ряд черт роднит ее и с греко-римским наследием Ближнего Востока, и с христианской архитектурой V-VI вв. Это был сложный мир религиозного плюрализма, который строился, с одной стороны, на сосуществовании культов, на слиянии и взаимодействии в области архитектуры, с другой - на знании конфессиональных границ и особенностей.
Последние археологические исследования (70-е гг. XX в.) бесспорно доказали, что Капернаумская синагога датируется не III в., как принято было считать, а концом V в. Это позволяет ее рассматривать как образец одного из направлений, по которому развивалась греко-римская архитектура в византийский период, а не как эволюционное звено на пути становления христианского зодчества. В V в., в условиях постепенно уходящего в прошлое язычества, все большее влияние приобретало христианство, но и иудейская религия также сохраняла свою жизнеспособность. Несмотря на все сложности во взаимоотношениях, обе конфессии тяготели к античным архитектурным навыкам, выработанным столетиями, но каждая развивалась по своим собственным магистралям. При всех многочисленных точках соприкосновения, они отстаивали свои индивидуальные эстетические предпочтения и идеи. В подобном ракурсе Капернаумская синагога рассматривается впервые.