пресс-релиз:
Автор проекта: Кирилл Фомин Куратор проекта: Ксения Яснова
Проект осуществлен при поддержке компании Hewlett Packard
Архитектора Михаила Калашникова и художника Бориса Кочейшвили связывают закономерные и неисповедимые случайности судьбы: общие знакомые, маршруты, встречи… Они – представители разных поколений, каждый со своими представлениями об искусстве, художественными концепциями, и все же на этой выставке их произведения идеально дополняют друг друга. Михаил Калашников – известен, прежде всего, своими великолепными архитектурными рисунками, тонкой и чувственной линией. «Линия – это не просто черта карандаша по бумаге. Линия – это глубоко продуманная композиция», - значится в записках архитектора (М. Калашников, «Минувшее»// «Новый Журнал», Нью-Йорк, Март 2006, № 242, с. 147-174). На выставке будут впервые представлены фотографические работы Калашникова, сделанные во время обмерных работ в Грузии (период с 1921 г., когда Михаил Георгиевич стал художником-архитектором Кавказского историко-Археологического Института). Отреставрированные стеклянные негативы, с которых сделаны современные отпечатки (представленные на выставке), содержат в себе уникальные свидетельства прошлого и отправляют нас сразу в несколько пунктов Времени – в момент самой съемки и в период строительства средневековых храмовых сооружений в Грузии. Каждый снимок – это история: автора, объекта съемки и окружающей действительности, в том числе и той, что осталась «за кадром». Личные переживания и опыт Калашникова, запечатленные в любительских снимках полуразрушенных храмов, пустынных улиц, людей в национальных костюмах, фрагментов интерьера, - для нас имеют значение чудом сохранившихся мемуаров, задокументированных фрагментов истории целого государства, его этнографии, архитектуры, традиционной культуры и быта.
Борис Кочейшвили – русский поэт и художник с грузинскими корнями, автор лаконичных и рафинированных верлибров и «рельефов». В его объемных, трехмерных белоснежных композициях, имеющих родство скорее со скульптурой, чем с живописью, совсем другая, чем у Калашникова, идея линии, в данном случае она формируется тенью, фактурой. Между фотографиями и рельефами возникает цветовой и смысловой контраст, напряжение, делающее работы насыщенными и драматичными. Перед нами две формы памяти, - фотография и живопись, - отсылающие нас в разные точки отечественной истории. Именно через эту субъективную оптику и личный опыт, возникает наиболее объемный, «рельефный» и стереоскопический образ прошлого... Перед нами две судьбы, две личности, две биографии, соседствующие на одном культурном поле. Как в одном ироничном верлибре Кочейшвили: «А ведь/ на одной/ грядке/ поспели/ Пиросмани/ Иоселиани/ Шеварднадзе/ Церетели»…
Аллахвердиева Василина
|