|
пресс-релиз:
В самое недавнее время в России как-то вдруг внезапно возник интерес к теме «архитектура и кино». В Москве, Петербурге и даже Новосибирске за последний год прошёл целый ряд соответствующих лекций, показов и круглых столов. Сложно сказать, объясняется ли это только модой на междисциплинарность или чем-то более существенным. Очевидно стремительное увеличение количества людей, желающих обсуждать архитектуру. Что, впрочем, совсем не просто, поскольку архитектурный дискурс как таковой носит весьма специальный, внутрицеховой характер. К счастью, кинообразы служат прекрасным переводчиком любых сложных теорий на язык, доступный всем. Продуктивность сочетания величайшего из искусств, согласно классической парадигме, с важнейшим из искусств современности давно оценена на Западе, где исследования об архитектуре в кино широко распространены. Для отечественной же аудитории такой подход пока в новинку. Целью специальной программы в рамках международного кинофестиваля «2-in-1» является попытка обозначить круг вопросов, связ нных с данной темой. Человек и архитектурное пространство, человек как потребитель архитектуры и её созидатель, пространственное и темпоральное измерения архитектуры в кино. Четыре отобранных фильма совершенно не похожи друг на друга, различны по художественным достоинствам и степени известности. Однако есть и общее: все они сняты в период с начала 60-х до середины 80-х годов, в период переоценки ценностей модернизма, о чём каждый из фильмов рассказывает по-своему.
Все показы будут предваряться лекциями специалистов по архитектуре. Место проведения: Кинотеатр «Фитиль», Фрунзенская наб., 12 Вход бесплатный.
РАСПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ:
21 октября, 19 часов Жак Тати, «Время развлечений» (Play Time), Франция, 1967 г., 155 мин Комедия, с элементами антиутопии, критикующая стандартизацию современной жизни. Для съёмок был выстроен целый город в так называемом «международном стиле», - Париж, от которого осталось несколько открыточных видов, остальное же пространство занято небоскрёбами а ля Мис ван дер Роэ. Лекция: Кирилл Асс, архитектор, художник, критик
22 октября, 19 часов Ален Рене, «В прошлом году в Мариенбаде» (L'année dernière à Marienbad), Франция, 1961 г., 94 мин Рафинированная структуралистская мелодрама по сценарию Алена Роб-Грийе. Шедевр кинематографа, интересный, среди прочего, особым взглядом высокого модернизма на старую архитектуру: герои затеряны в бесконечных анфиладах барочного дворца и пустынных аллеях регулярного парка, откуда, кажется, нет выхода… Лекция: Елена Гонсалес, архитектурный критик
23 октября, 19 часов Питер Гринуэй, «Живот архитектора» (The Belly Of An Architect), Великобритания, 1987 г., 118 мин. Постмодернистский байопик о телесности архитектуры, фантастическом неоклассицизме Этьена-Луи Булле и чревоугодии. По словам Гринуэя, «архитектор, подобно режиссеру, задумывает крупные проекты, вовлекает значительные средства, и это никогда не доводится до конца. Вокруг представителей этих профессий всегда один и тот же набор персонажей: продюсеры, финансисты, организаторы, критики, публика. Архитектор, как и режиссер, затратив деньги, время и воображение, в конце концов может потерять свой проект». Лекция: Александра Селиванова, кандидат архитектуры
24 октября, 18 часов Андрей Смирнов, «Верой и правдой», СССР, 1980 г., 141 мин. Производственная драма о перипетиях судеб советских архитекторов после борьбы с излишествами и до 70-х годов. Проектирование сталинских высоток, первые домостроительные комбинаты, экспериментальные хрущёвки. Фильм, хотя и подвергнутый цензурным правкам, остаётся единственным в отечественном кино примером рефлексии на тему ответственности архитектора и его взаимоотношений с властью. Уникальная возможность увидеть редкий фильм на плёнке. Лекция: Денис Ромодин, историк архитектуры
|
|