пресса

события

фотогалерея

российские новости

зарубежные новости

библиотека

рассылка новостей

обратная связь

archi.ru
События События Пресса Пресса Пресса
 

Церкви Армении

выставка история архитектуры Наследие
  дата: 01.06.2006 - 30.06.2006
  страна: Россия
  город: Москва
  место: 119019 Москва, ул. Воздвиженка, д.5. Аптекарский приказ. Метро: «Библиотека им. Ленина», «Арбатская», «Александровский сад»
  организатор: Музей Архитектуры им. А.В. Щусева, Москва совместно с Национальным музеем-институтом архитектуры (Ереван) и Министерством культуры и по делам молодежи Республики Армения. При поддержке компании «Азгаин тари» (Армения)
  контакты: Справки по телефону: (495)291-21-09, 290-05-51
  Выставка проводится в рамках Года Армении в Российской Федерации
 
Моностырь Гандзасар (ХIII в.) © МУАР
Моностырь Гандзасар (ХIII в.) © МУАР
пресс-релиз:

СЛОВО ОБ АРМЯНСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ

Архитектура всегда была органичной частью армянской культуры на всех этапах с момента ее возникновения на Армянском нагорье.
В ее сооружениях, уходящих  в Каменный век, были отражены все известные человечеству геометрические и объемно-пространственные типы и формы; их древнейшие изображения встречаются на многочисленных наскальных изображениях начиная с 12-го тысячелетия до н.э. Они свидетельствуют о природно-философском мышлении наших древних предков, в частности, о символическом восприятии и познании мира, которое стало основой их дальнейшего существования и деятельности.
На территории Армении известны и сохранились до наших дней менгиры, дольмены, кромлехи… дома, крепости, мосты, церкви, города.
Символико-образное мышление и соответствующая модель мира стали основой архитектуры и градостроительства. Именно так были созданы дохристианские армянские поселения и города, жилые дома и культовые сооружения древнейшего Араратского царства (X — VII вв. до н.э.). В дохристианскую эпоху развиваются круглые и прямоугольные в плане жилища. Эти типы сохранились до нашего времени, расцвет же подобных построек пришелся на Средние века, когда был разработан тип жилого дома с кровлей «азарашен», покоящейся на четырех столбах. Именно в эпоху Араратского царства зародилась блочно-секционная городская архитектура, с многоэтажной «типовой» застройкой (Ван, Эребуни, Тейшебаини), а также архитектура оборонительных сооружений — крепостей, фортов, городских крепостных стен, систем дорог и т. д.
Армянское средневековье выделяется многообразием, многотипностью архитектурных сооружений, которые занимают свою четко определенную нишу в сокровищнице мировой архитектуры.
В IV в. появляются и в течение столетий развиваются квадратные в плане, четырехабсидные, ориентированные с запада на восток крестово-купольные сооружения с пирамидальным куполом (Эчмиадзин IV — V вв., Рипсимэ VII в. и др.). Параллельно с этим типом развивается уже существующая разновидность купольного зала (Байбурд V в. и др.).
Однонефные церкви трансформируются в трехнефные, позже появляется тип купольных залов, которые еще более обогащают средневековую армянскую архитектуру (Птгни VI — VII вв. и др.). Одновременно с прямоугольными, квадратными, крестообразными в плане (Аштарак, Кармравор VII в. и др.) типами, зарождаются ротондальные культовые сооружения (Банак, Звартноц VII в. и др.). Каждый тип, в свою очередь, имел множество подтипов и вариантов.
При строительстве использовались, преимущественно, местные строительные материалы — камень, глина, дерево, которые позволили разработать новую технологию — кладку «мидис»: чистотесанные камни снаружи и изнутри и известковый раствор между ними. «Мидис» позволял возводить прочные, сейсмоустойчивые постройки. Так построено подавляющее большинство сооружений, от жилых домов до храмов и крепостей. Большие конструктивные и декоративные возможности давал и туф различных сортов и окраски. Камень позволил создать синтез искусств — архитектуры, скульптуры, орнаментики. Прежде всего — это сюжетные рельефы (Ахтамар, церковь Сурб Хач (Св. Креста Х в.), декор памятников, мемориальные стелы и, конечно, хачкары.
Органичной частью армянского зодчества является и градостроение, которое, начиная с эпохи Тиграна Великого (I в. до н.э.), распространилось по всему Армянскому нагорью. Лучшими образцами национального градостроения являются Двин, Арташат, Ван, Ани, Сис, Корикос (Киликийское армянское царство), Вагаршапат, Карс, Ереван.
Каждый из них имел мощные крепостные стены, удобные жилые и общественные постройки, храмы. Армянские города строились и на равнинной местности, но чаще в горных районах, где нередко приходилось встраивать их в скальную породу. Среди последних наиболее известны Горис, Хндзореск, Гегард, пещерные комплексы в Каппадокии, «Ворота Мгера» в Ване, пещерный Ани и другие.
Армянская архитектура не была только лишь местным узконациональным явлением. Начиная с древнейших времен она «экспортировалась» в Междуречье и в соседние страны. В Средние века она в определенной мере способствовала зарождению и развитию романской и готической архитектуры в Западной Европе.
В Новейшее время армянская архитектура не потеряла своего обаяния и использует лучшие традиции в современной трактовке.
В экспозиции выставки «Церкви Армении» использованы материалы из фондов Национального музея-института архитектуры (НМИА) Армении, а также фотоработы А. Айказуна и З. Саркисяна.

Ашот Айказович Григорян
Директор НМИА Армении


НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ-ИНСТИТУТ АРХИТЕКТУРЫ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ

Национальный музей-институт архитектуры создан по решению Правительства Республики Армения в 1990 г.
Музей занимается собиранием, изучением и хранением материалов по истории, теории и практике архитектуры, градостроительства и строительного искусства, а также по творчеству архитекторов-армян, работающих на Родине и за рубежом.
В фондах музея хранятся более 130 тысяч единиц различных материалов: чертежей, документов, фотографий, личных вещей, макетов и пр.
Последние годы музей-институт организовал десятки выставок, встреч, семинаров, обсуждений и других мероприятий, в том числе: выставки — «Архитектура Армении», 1991 (Гренобль); «Современная архитектура» на «Интерарх-92», «Интерарх-95» (София); «Современная архитектура Армении» на VI Международной Биеннале-96 (Венеция); «Архитектура, стройматериалы и строительное искусство Армении», 1998, Трани (Италия); «Экспо-99» (Лиссабон); «Архитектура и строительное искусство Армении» на «Реалтекс-99», 1999, (Москва); «Город-2000» на Международной Биеннале-2000 (Венеция); «Армянская средневековая архитектура и культура» (выставка, посвященная 1700-летию провозглашения христианства государственной религией в Армении), 2001
(Ереван).
Основатель и директор Национального музея-института архитектуры — доктор архитектуры, профессор, член-корреспондент Инженерной академии Армении, Ашот Айказович Григорян.



Рейтинг@Mail.ru
Copyright archi.ru

Правила использования материалов Архи.ру
Правовая информация
архи.ру®, archi.ru® зарегистрированные торговые марки
Система Orphus
Нашли опечатку Orphus: Ctrl+Enter