Выставка полиграфических работ из семейного архива А.И. Фоминой, приуроченная к VI Фестивалю науки.
пресс-релиз:
На выставке представлены подлинные полиграфические работы из семейного архива А.И. Фоминой - книги И.И. Фоминой по истории архитектуры и монументально-декоративному искусству: - «История градостроительного искусства» – 1953 г; - «Памятники русского зодчества» – 1945 г; - «Памятники грузинского зодчества» – 1946 г; - «Московский Кремль» – 1958 г; - серия путеводителей по городам страны; - монографии о Фомине, Щусеве, Кваренги, Казакове; - «Чугунное литье в русской архитектуре» – 1950 г; - «Русский художественный паркет» – 1945 г; - «Русское художественное шитье» – 1963 г; - «Древнерусская живопись в собрании ГТГ» (золотая медаль на международной выставке искусства книги в Лейпциге -1958 г); - «Феофан Грек» – 1961 г; -«Фрески Старой Ладоги» – 1960 г; - «Троица Андрея Рублева» – 1962 г.
Ираида Ивановна Фомина (1906–1964) – один из ведущих мастеров книжной графики в 1940–1960 гг., дочь академика в области архитектуры Ивана Александровича Фомина, - унаследовала высокую культуру, безупречный вкус, работоспособность и невероятную требовательность к своей работе. Училась Ираида Фомина в Ленинградском художественно-промышленном техникуме (1924–1928) на отделении книги и плаката, в Москве в институте повышения квалификации у А. И. Кравченко (1936–1940), а затем у В. А. Фаворского. Владимир Андреевич Фаворский был ее идеалом как художник и как человек, его влияние отчетливо видно в ее работах.
В начале творческого пути Ираида Фомина занималась промграфикой и прикладным искусством. Сохранились ее эскизы росписи тканей, росписи по фарфору, конфетных оберток, проспектов для Интуриста (бело-синий дизайн банки сгущенного молока перефразируется до сих пор). Вместе с отцом и братом, архитектором И. И. Фоминым, участвовала, почти всегда успешно, во многих конкурсах на объекты промграфики. Она часто вспоминала слова отца: «нет маленьких работ – все работы большие».
В 1930-х и начале 1940-х годов И.И. Фомина работает в станковой графике – создает серии офортов, литографий и монотипий по впечатлениям от путешествия в Сванетию и от занятий планеризмом. В 1940-х годах выполняет серию офортов, посвященных Ленинграду. В послевоенные годы начинается период интенсивной работы в области книжной графики. Она оформляет множество книг для самых разных издательств, многие из них отмечены премиями и дипломами. Про последние несколько работ, связанных с древнерусским искусством, можно сказать, что в них минимальными средствами достигнута вершина образного решения.
Важнейшая роль в оформлении книги принадлежит шрифту. И для каждой книги И. Фомина писала свой шрифт, включая самый мелкий, писала от руки, используя его, как основной инструмент создания образа. Нельзя не упомянуть о знаменитом Худсовете комбината Промграфики, где она работала много лет вместе с лучшими графиками – Лазурским, Кравцовым, Побединским, Крюковым и др. – и где был создан практически с нуля наш промышленный дизайн.
Ираида Ивановна Фомина принадлежит к тем художникам, которые сами ставят себе труднейшие задачи и блестяще решают их, относясь к себе с предельной требовательностью. Простота (сложная простота) была качеством ее работ, а в ее личности эта простота сочеталась с удивительной скромностью и непередаваемым обаянием.
Вход свободный, на охране МАРХИ необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность.