пресс-релиз:
Не ангажированные проекты "Обледенения архитекторов" условно разделяются по двум направлениям. Во-первых, это парадоксально-иллюзионистическая концепция архитектурной формы, как знаменитый дом-яйцо на улице Машкова в Москве (1998-2003), дизайн магазина "Новатор", получивший первую премию инновационного дизайна DIA 2004, проект конного памятника "Пушкин в Арзруме" (2005). Второй, наиболее интригующей и перспективной линией творчества этих архитекторов работа по обнаружению нового пространства в сложившейся среде и его легитимация. Самым ранним примером здесь является проект "Моста вдоль реки" (первая премия на конкурсе "Мост в Москве XXI века, 1999), где осваивается не используемое в городе пространство над рекой.
Проекты "Обледенения архитекторов", в которых исследуется пространство, впору назвать экспедиционными. Компас первопроходцев показывает самые неожиданные направления: например, в проекте "Новая Москва" (2003) авторы направляются под землю, надстраивая – точнее, подстраивая – существующие дома не вверх, а вниз. А в осуществленной постройке "Леса в лесах" (2002) – наоборот, архитектором удалось освоить пространство вверху, среди ветвей деревьев, не разрушая при этом целостности лесного массива.
Путешествия, задуманные "Обледенением архитекторов", могут иметь как индивидуальный, так и массовый характер и потому разительно контрастируют в масштабе: "Наружное подвесное устройство для круглосуточного пребывания" (2003) представляет собой проект одиночного паразитарного жилища в строительной люльке на фасаде многоквартирного дома. А "Объект на пересечении Берингова пролива и линии перемены дат" (2002) дарит возможность и автомобильного пересечения расстояния между континентами, и длительного проживания в гостинице в этом удивительном месте.
В разнообразных условиях обитания, которые предлагают архитекторы, идейная основа – не конкретные социально-экономические требования времени, а задачи, рожденные из нужд и желаний свободной и гармоничной личности. "Обледенение архитекторов" занимается обустройством интеллектуального времяпровождения, и рационализируют его со всей возможной тщательностью – например, в сопроводительных комментариях того же "Объекта" в Беринговом проливе значится: "Комплекс оборудован птичьими базарами, лежбищами морских котиков, пунктами наблюдения за китообразными".
Проект, который представляет "Обледенение архитекторов" в Фонде Современный Город, следует логике освоения необычных пространств – в данном случае пространства под потолком малогабаритной квартиры. Это – экспедиция-компрессия, предполагающая жесткое ограничение пространства и движения человека, почти "камерную" аскезу вместо скромности малогабаритной квартиры. Но следствием такого уплотнения пространства становится метафизическое озарение, поразительная, буквально неземная красота, рожденная из очень близкого рассматривания предметов и деталей быта.
|