пресса

события

фотогалерея

российские новости

зарубежные новости

библиотека

рассылка новостей

обратная связь

archi.ru
События События Пресса Пресса Пресса
 

Современная скульптура в усадьбе на Волхонке 2011. «Абстракция: от плоскости к объему»

акции арт-лайф Арт
  дата: 08.07.2011 - 21.08.2011
  страна: Россия
  город: Москва
  место: Центр эстетического воспитания «Мусейон». Колымажный переулок, д. 6/2,3
  ссылки: www.arts-museum.ru
www.georgy-frangulyan.ru
  Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет пятую выставку в рамках проекта «Современная скульптура в усадьбе на Волхонке», который стал традиционным событием для летней Москвы. Экспозиция размещена в культурном пространстве старой Москвы: она располагается в Центре эстетического воспитания «Мусейон», занимающем старинную усадьбу Глебовых-Пастуховых XVIII-XIX веков, и на территории прилегающего небольшого парка, относящегося к усадьбе.
 
Новая работа Георгия Франгуляна. Фото: georgy-frangulyan.ru
Новая работа Георгия Франгуляна. Фото: georgy-frangulyan.ru
пресс-релиз:
В этом году темой выставки стала абстракция. Термин «абстракция» вопреки мнению многих искусствоведов не означает нефигуративное искусство. Латинское слово «abstraction», как считают кураторы выставки, можно перевести как «отвлечение». В данном случае это - «искусство, отвлеченное от реальности». Абстракция символизирует переход на более высокий уровень осмысления окружающего мира. Поэтому абстрактное искусство, появившееся в начале ХХ века, изначально было связано с философскими концепциями того времени. Оно стремилось к отвлечению в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей предмета или явления с целью выделения их сущностных, закономерных признаков.
Абстракционизм играет особую роль в истории русского искусства, ибо у его истоков стояли отечественные мастера – Василий Кандинский и Казимир Малевич. Их произведения и теоретические труды определили два основных направления абстракционизма: чувственную абстракцию и абстракцию рациональную. Чувственная абстракция предполагает постижение реальности путем эмоциональных ассоциаций, которые у художника вызывает тема, и которые он стремится передать зрителю. Этот путь был предложен Василием Кандинским. И рациональная абстракция, искусство утверждавшее, что высшее значение постигается мыслью. Произведения Казимира Малевича – это не просто обращение к абстрактным формам, за ними кроется глубокое символическое содержание.
С развитием абстрактного искусства в XX столетии можно ознакомиться на примере постоянной экспозиции ГМИИ им. А.С. Пушкина, где представлены произведения В. Кандинского, А. Родченко, Ф. Леже, Х. Арпа, А. Архипенко, В. Вейсберга и др.
Произведения представленные на выставке «Абстракция: от плоскости к объему» предлагают несколько иную постановку проблемы, актуальной в наши дни. Подзаголовок выставке указывает на то, что зрителю предлагается рассмотреть развитие абстрактного образа на плоскости и в объеме. Традиционно абстракционизм в большей степени тяготел к искусству живописи. Переведение объекта на двумерную плоскость уже само по себе подразумевает процесс абстрагирования от реальности. И в этом году на выставке помимо произведений скульптуры представлены живописные работы Натальи Ситниковой – яркого мастера абстракции в современной России. Творчество Н. Ситниковой принадлежит к направлению чувственного абстракционизма, но художник старается совместить его с символическим содержанием. Ее панно из серии «Утро и Вечер», как и другие работы, представленные на выставке, это эмоциональная передача определенного состояния, человека, природы и человечества в целом. Вместе с тем она строит свои произведения не только на цветовых сочетаниях и их эмоциональном воздействии, но и экспериментирует с фактурой, используя в панно шероховатую поверхность песка, грубый цемент.
Кроме того, на выставке представлены скульптуры Георгия Франгуляна, которые знакомят зрителя с развитием абстракции в объеме. В искусстве скульптуры сложнее отвлечься от реального объекта, т.к. оно работает с формой. Может быть, поэтому пластические работы в истории ХХ столетия, за редким исключением, в большей степени являлись декоративными элементами, зачастую принадлежа к сфере дизайна нежели искусства. Но для Г. Франгуляна интересно исследовать именно развитие пластической формы в отвлечении от реального объекта. Его произведения в ряде случаев фиксируют становление новой формы. При взгляде на них возникает ощущение, что еще мгновение и появится в мире что-то новое, живое, чего еще не было. В других же случаях его произведения - это подвергнутое рациональному анализу столкновение пластов пространства. Для проекта «Современная скульптура в усадьбе на Волхонке» Георгий Франгулян предложил специальную серию работ. Это скульптурные «Композиции», рассматривающие различные аспекты бытования абстракции в объеме. И если для Г. Франгуляна абстракционизм является одним из ведущих направлений в творчестве, то для таких скульпторов, как Михаил Дронов, Лазарь Гадаев, чьи работы также представлены на выставке, обращение к абстракции является интересным экспериментом, попыткой выразить то, что не удалось сказать более традиционным языком.


Кураторы проекта: Наталия Бочарова, Александра Степина


Рейтинг@Mail.ru
Copyright archi.ru

Правила использования материалов Архи.ру
Правовая информация
архи.ру®, archi.ru® зарегистрированные торговые марки
Система Orphus
Нашли опечатку Orphus: Ctrl+Enter