|
пресс-релиз:
Итоги 35-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО не добавляют России уважения
На завершившейся 29 июня в Париже сессии Комитета были приняты решения по пяти российским объектам, включенным в списки всемирного наследия. В решениях по Московскому Кремлю и Красной площади, историческим центрам Санкт-Петербурга и Ярославля, Соловецкому и Ферапонтову монастырям были отмечены многочисленные нарушения Конвенции по охране Всемирного культурного и природного наследия, подписанной Россией в 1988 году. Об этом на пресс-конференции 11 июня в информационном агентстве «Росбалт» в Москве рассказала ученый секретарь Совета по наследию Союза архитекторов России Ирина Заика, принимавшая участие в заседаниях Комитета в качестве наблюдателя.
В числе наиболее существенных нарушений Комитет отметил: отсутствие механизмов контроля воздействия на выдающуюся всемирную ценность объектов, отсутствие органов управления и планов управления объектами всемирного наследия, осуществление строительства в охранных зонах, приводящее к нарушению уникальной ценности памятников, непрозрачность принятия проектных решений и другие.
Наиболее сложная ситуация сложилась с Ярославлем - исторический центр города едва не был занесен в категорию «Наследие под угрозой». Озабоченность Комитета вызвали законченные, строящиеся и планируемые объекты, среди которых Успенский собор, оказавшийся в полтора раза выше своего утраченного предшественника (за отмену его строительства Союз архитекторов бился с 2008 года), памятник тысячелетию Ярославля, новый мост через реку Которосль и вызывающее активные протесты общественности строительство гостиницы на Волжской набережной. Комитет также отметил отсутствие общественных обсуждений проектов и их согласование с Комитетом, которое требуется для всех признанных объектов всемирного наследия. Тем не менее, Ярославлю дали шанс и отложили окончательное решение до следующей сессии. У городских властей есть год на то, чтобы пересмотреть политику в отношении исторического центра. Если же городу дадут статус «Памятник под угрозой» - это нанесет ущерб имиджу России, поскольку будет означать, что страна плохо заботиться о сохранении исторического наследия. Говоря о сути Конвенции, Ирина Заика отметила, что статус «Объект всемирного наследия» является не запретительным механизмом, а альтернативой развития: «Это мы в России, обращаясь к Конвенции, пытаемся спасать памятники. Другие страны стремятся включить в престижный список ЮНЕСКО свои объекты – памятники Всемирного культурного наследия посещают туристы со всего мира, а это способствует развитию инфраструктуры. Россия же после Ярославля, включенного в список Всемирного культурного наследия в 2005 году, не номинировала ни одного объекта. Тогда как только на 35-й сессии в список были включены 25 новых культурных и природных объектов, номинированных другими странами».
Несмотря в целом на негативные для России результаты 35-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, было принято одно положительное решение – в следующем году сессия пройдет в Санкт-Петербурге.
Пресс-секретарь САР Марина Новикова
Решения XXXV сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО (выдержки)
Исторический центр города Ярославля (Российская Федерация) Решение: 35 COM 7B.103
Комитет Всемирного Наследия 1. Изучив документ WHC-11/35.COM/7B.Add, 2. На основании решения 33 COM 7B.120, принятого на 33 сессии Комитета Всемирного Наследия, состоявшейся в 2009 году в Севилье, 3. Принимает во внимание информацию, предоставленную стороной, представляющей государство, в докладе о состоянии сохранности объекта всемирного наследия и выражает глубокую озабоченность по поводу деятельности, ведущейся стороной, представляющей государство, а также по поводу большого количества завершенных и планируемых объектов строительства и развития, которые не были представлены на рассмотрение Центру Всемирного Наследия в соответствии с пунктом 172 «Оперативного руководства». 4. Еще раз выражает свою величайшую обеспокоенность тем, что сторона, представляющая государство, не приняла никаких мер в ответ на рекомендации, предложенные миссией, проводившей мониторинг сохранности объекта Всемирного наследия в 2009 году, в частности, такие как: а) Введение и утверждение в соответствии с официальными юридическими документами процесса рассмотрения и выдачи разрешений на строительство в территориальных границах объекта всемирного наследия и его буферной зоне. b) Предоставление для рассмотрения Комитету Всемирного Наследия в официальном порядке, до утверждения и выдачи разрешения на строительство, проектов, которые могут оказать негативное влияние на выдающуюся всемирную ценность объекта Всемирного наследия. c) Создание открытого для всех процесса планирования и принятия решений. d) Назначение Федеральным правительством России руководителя, (ведомства), отвечающего за мониторинг состояния сохранности объектов всемирного наследия. e) Подбор компетентных кадров для управления и мониторинга объекта Всемирного наследия. f) Установление ограничения на использование подземного пространства и его разработку в территориальных границах объекта Всемирного наследия и буферной зоне. g) Неиспользование новых несоответствующих материалов (таких как металл и стекло) в качестве основных материалов для облицовки фасадов. h) Введение ограничений на уличную рекламу. 5. Еще раз настоятельно повторяет свою просьбу о предоставлении на рассмотрение Комитета Всемирного Наследия информации о любом строительном проекте или проекте развития территории, которые могут нанести ущерб выдающейся всемирной ценности объекта всемирного наследия в соответствии с параграфом 172 «Оперативного руководства», а также обращается к стороне, представляющей государство, с просьбой приостанавливать осуществление проектов, которые могут нанести ущерб выдающейся всемирной ценности объекта Всемирного наследия, до тех пор, пока эти проекты не будут предоставлены в Центр Всемирного Наследия для рассмотрения их Комитетом Всемирного Наследия ЮНЕСКО. 6. Настоятельно рекомендует стороне, представляющей государство, ввести эффективную систему управления объектом всемирного наследия, для открытого для всех рассмотрения разрешений на строительство и для создания условий для плодотворного сотрудничества между представителями власти и участниками проектов. 7. Выражает серьезную обеспокоенность тем, что внесение изменений в силуэт города, количество и масштаб новых объектов строительства и осуществление проектов развития города в территориальных границах объекта всемирного наследия, отразились негативно на системе городской исторической планировки 18-го века и архитектурных памятниках 16 и 17-го веков и, следовательно, представляют установленную угрозу выдающейся универсальной ценности объекта всемирного наследия. 8. Также обращается с просьбой к стороне, представляющей государство, пригласить совместную делегацию, состоящую из членов Центра Всемирного Наследия ЮНЕСКО и Международного совета по охране памятников и исторических мест для проведения мониторинга исторического центра Ярославля, чтобы обратить внимание на состояние сохранности объекта всемирного наследия. Эта миссия также пересмотрит существующую систему управления и механизмы принятия решений, касающиеся объекта, включая законодательную и нормативно-правовую базу, организационные мероприятия и существующие механизмы планирования. 9. Обращается также с просьбой к стороне, представляющей государство, представить в центр всемирного наследия к 1 февраля 2012 отчет о состоянии сохранности объекта всемирного наследия, с освещением всех перечисленных выше вопросов, для рассмотрения комитетом всемирного наследия на 36 сессии в 2012 году.
Исторический центр Санкт-Петербурга и прилегающие группы памятников (Российская Федерация). Решение: 35 COM 7B.104
Комитет по всемирному наследию, 1. Рассмотрев Документ WHC-11/36.COM/7B.Add; 2. Принимая во внимание Решения 32 COM 7B.105, 33 COM 7B.118, 34 COM 7 B.95, принятые на 32 (Квебек, 2008), 33 (Севилья, 2009) и 34 сессии (Бразилиа, 2010), соответственно; 3. Выражает глубокое сожаление в связи с тем, что страна-участница не предоставила подробный отчет о состоянии охраны, а также изменение или уточнение границ в соответствии с просьбой Комитета по всемирному наследию, и не выполнила просьбу Комитета по всемирному наследию о расширении буферной зоны объекта; 4. Выражает крайнюю озабоченность тем, что не решается проблема обеспечения общей структуры управления объектом в соответствии с просьбой Комитета по всемирному наследию, высказанной на 34 сессии; 5. Отмечает последнюю информацию, полученную от Страны-участницы, об ее намерении организовать международный экспертный форум в Санкт-Петербурге для обсуждения вопросов границ в соответствии с просьбой Комитета по всемирному наследию, и просит ее предоставить Центру всемирного наследия всю соответствующую информацию о выводах и результатах форума; 6. Принимает к сведению информацию о проекте «Охта-центр», включая возможный пересмотр и изменение места, полученную от городского правительства, и также сожалеет, что Страна-участница не предоставила Комитету по всемирному наследию официального подтверждения; 7. Также просит о том, чтобы новое проектное предложение, равно как и любой новый проект, которые может оказать визуальное влияние на объект, сопровождались подробной оценкой данного влияния, выполненной в соответствии с Руководством ИКОМОС по оценке влияния для объектов всемирного культурного наследия; 8. Далее сожалеет о том, что Страна-участница не предоставила пересмотренный проект заявления об универсальной всемирной ценности в соответствии с просьбой Комитета по всемирному наследию, и повторяет свою просьбу к стране-участнице предоставить пересмотренный проект с учетом рекомендаций ответной мониторинговой миссии Центра всемирного наследия/ИКОМОС 2010 г., не позднее 1 октября 2011 г.; 9. Также просит страну-участницу предоставить Центру всемирного наследия не позднее 1 февраля 2012 г. актуальный отчет о состоянии охраны и выполнении перечисленного выше с целью рассмотрения Комитета по всемирному наследию на 36-й сессии в 2012 г.
Кремль и Красная площадь, Москва (Российская Федерация) Решение 35 COM 7B.105
Комитет всемирного наследия 1. Рассмотрев документ WHC-11/35.COM/7B, 2. Ссылаясь на решения 32 7B.106 COM, COM 7B.119 33, 34 COM 7B.96 принятый на 32-й (Квебек, 2008), 33-й (Севилья, 2009) и 34-й (Бразилия, 2010) сессиях соответственно, 3. Отмечает усилия, предпринимаемые государством-участником для защиты и управления Диапазон архитектурных памятников собственности; 4. Вновь заявляет о своей крайней обеспокоенности по поводу отсутствия ответов на свои предыдущие запросы, и, в частности: а) определение и утверждение буферной зоны с целью защиты, немедленного регулирования и контроля воздействия на выдающуюся всемирную ценность объекта, б) утверждение адекватных и эффективных защитных правовых актов для буферной зоны, в) создание эффективного механизма контроля и институциональных рамок между всеми заинтересованными сторонами, участвующими в управлении и защите Кремля и Красной площади в Москве и их буферной зоны, в том числе создание специального координационного совета, направленного на повышение защиты объекта и его буферной зоны, г) подготовка визуального изучения воздействия для существующих проектов строительства; 5. Настоятельно призывает государство-участник информировать Центр Всемирного наследия, в соответствии с Пунктом 172 Оперативных руководящих принципов, по всем планируемым проектам по развитию города в рамках или поблизости от объекта, до составления документов по конкретным проектам и прежде чем принимать решения, которые будет трудно повернуть вспять; 6. Просит государство-участник предоставить Центру Всемирного наследия с тремя копиями План управления объектом; 7. Вновь обращается с просьбой к государству-участнику разработать в консультации со Всемирным Центром наследия и консультативными органами, проект заявления о выдающемся всемирном Значении, на рассмотрение Комитета всемирного наследия; 8. Просит также государство-участник представить в Центр всемирного наследия, до 1 февраля 2013, подробный отчет о состоянии сохранности объекта, положение о состоянии сохранности объектов всемирного наследия WHC-11/35.COM/7B, стр. 211 Включен в Список всемирного наследия, в том числе доклады о ходе проведения мер, на рассмотрение Всемирного Комитета всемирного наследия на своей 37-й сессии в 2013 году.
Культурный и исторический ансамбль Соловецких островов (Российская Федерация) Решение 35 COM 7B.107
Комитет всемирного наследия 1. Рассмотрев документ WHC-11/35.COM/7B.Add, 2. Выражает сожаление, что государство-участник не представило отчет о состоянии и сохранности объекта; Выражает свою озабоченность по поводу явного отсутствия механизмов контроля и адекватных органов управления и настоятельно призывает государство-участник разработать и осуществить соответствующие правовые меры и правила для сохранения, восстановления, управления и использования религиозных объектов всемирного наследия, а также развивать совместные системы управления объектами, путем создания специального совета, который будет состоять из всех заинтересованных сторон, включая представителей Московского Патриархата и всея России; Также выражает свою озабоченность по поводу возможной реконструкции зданий монастыря и проведения других крупных мероприятий на восприимчивой территории объекта, с точки зрения их влияния на его выдающуюся всемирную ценность. Просит государство-участника представить в Центр всемирного наследия все проектные предложения, в том числе те, которые входят в состав специальной государственной программы, и которые могут угрожать выдающейся всемирной ценности объекта в соответствии с пунктом 172 руководства, а также просит, чтобы все новые проектные предложения включали в себя оценки воздействия на объекты наследия, в соответствии с ИКОМОС руководством по оценке воздействия на объекты всемирного культурного наследия;
Просит государство-участника пригласить совместную с центром всемирного наследия / ИКОМОС / ИККРОМ реагирующую наблюдательную миссию для: а) обзора существующей системы управления и механизмов принятия решений, б) оценки общего состояния сохранности имущества; Предлагает государству-участнику и Московскому Патриархату организовать специальную подготовку, семинары, в тесном сотрудничестве с Центром всемирного наследия и консультативных органов, для религиозных представителей, участвующих в управлении и использовании Всемирного наследия в России, и организовать данные мероприятия в ходе миссии; Кроме того, просит государство-участник представить в Центр всемирного наследия, к 1 февраля 2012 года доклад о состоянии сохранности и управлении объекта, для рассмотрения его комитетом всемирного наследия на 36-й сессии в 2012 году.
|