Путешествие в конец 60-х – начало 70-х годов – интерьер квартиры советской эпохи
// Журнал о дизайне, интерьере и стиле дома
, 01.06.2011
http://stylemyhouse.ru/?p=3137
Куратор - Артем Дежурко. Фотографии Алексея Народицкого. Тексты Юлии Богатко и Артема Дежурко. Графика - Антон Алейников.
Вставлены фотографии пяти московских квартир с сохранившейся обстановкой 60-х 70-х годов, тексты интервью, взятые у их хозяев, и лучшие образцы мебели из советских квартир производства ГДР, Венгрии, Румынии, Чехословакии. Цель выставки - пропаганда двух идей. Первая: предметный мир модернизма середины XX века прекрасен. Вторая: надо знать и любить свое прошлое.
Прекрасные приметы шестидесятнического интерьера (низкие кресла, овальные журнальные столики, торшеры, шкафы на расставленных конических ножках) для большинства из нас - "убожество", "совок", "хлам", которому место на помойке. Их и несут на помойку. Эти предметы ежедневно гибнут десятками. А ведь настоящий хлам - это то, чем счастливые хозяева обставляют свои квартиры вместо выброшенных старых вещей. Ведь сейчас считается, что хороший дизайн - это эксклюзивно и дорого, и если ты небогат, ты вынужден пользоваться неудобными, некрасивыми и быстро ломающимися вещами. А в 60-е неотъемлемым слагаемым того, что называлось хорошим дизайном, была доступность. Кроме того, интерьер квартиры - это слепок истории семьи. Хранящиеся в ней предметы - памятники семейной истории. Авторам выставки кажется неправильной наша всеобщая привычка полностью, до бетонного скелета, очищать квартиру от всей дивной археологии, которая там копилась десятилетиями, и, наведя «евроремонт» или «дизайн», обустраиваться в не как гомункулы после атомного взрыва, словно у нас не было ни истории, ни предков, ни детства.
Мы бы хотели эту часть повседневной истории вывести из темной зоны тотального отрицания, снять табу на нее. Нам кажется, что тогда мы впервые ясно разглядим ее и увидим: предметы, которые проектировали Имзы, Эро Сааринен, Джордж Нельсон, Арне Якобсен, Финн Юл, Йенс Квистгард, Джо Понти; и советский предметный мир конца 50-х - начала 70-х годов по стилю и по смыслу схожи, и, если мы любим одно, то непременно полюбим и другое.