|
Наталия Богданова. «Живая глина»
|
|
выставка
арт-лайф
Арт
|
|
|
дата: |
18.05.2011
- 05.06.2011
17:00
|
|
город:
|
Москва
|
|
адрес:
|
Выставочные залы Российской Академии Художеств
Пречистенка, 21.
|
|
организатор: |
Российская Академия Художеств (РАХ)
|
|
контакты: |
Аккредитация по телефонам 8 (495) 637 47 71, 8 (495) 637 25 69 E-mail: [email protected]; [email protected]
|
|
Юбилейная выставка народного художника Российской Федерации, члена-корреспондента Российской академии художеств Наталии Богдановой приурочена к 80-летию мастера, чей вклад в формирование декоративно-прикладного искусства современной России трудно переоценить. В 1960-е годы Наталия Николаевна Богданова (род. 1931) стояла у истоков новаторского направления в отечественной керамике – декоративной пластики свободных форм. Эта поистине уникальная авторская керамика привнесла в российское прикладное искусство креативное отношение к возможностям традиционных материалов и вызвала всплеск творческих исканий.
|
|
пресс-релиз:
Сразу по окончании Московского художественного института им. В.И.Сурикова (1958), где ее учителями были крупнейшие советские скульпторы Н.Томский, М.Манизер, Д.Шварц, А.Древин, Наталия Богданова избрала для себя путь керамиста. Уже в первых ее самостоятельных работах, которые появились на выставках еще в начале 1950-х, было заметно стремление к свободе пластического высказывания. Персональная ретроспектива в залах Российской академии художеств охватывает более полувека интенсивной творческой деятельности мастера.
Произведения Н.Н.Богдановой хорошо иллюстрируют разнообразие пластических вариантов, которые дает древнейшая техника - глина, закаленная в огне: это и бытовые предметы, и декоративные изделия, и анималистическая скульптура. Нередко работы художницы, склонной к монументалистским решениям, складываются в условно-метафорические ансамбли. Изначально реалистический образ органично перерастает в символ, а с обыденными предметами происходят неожиданные метаморфозы. Для индивидуального почерка Н.Н.Богдановой характерно стремление к крупному масштабу, обобщенному объему, исполненному внутреннего напряжения. Подобно ваятелям античности, она предпочитает в керамике монохромность, чаще всего обращаясь к белому цвету, лишь штрихами цветных солей и золота акцентируя детали. Монументальный пластический язык позволяет наделять непривычным смыслом традиционные вещи: так, в композиции «Москва. Звонят колокола» обычный чайник напоминает древнерусский белокаменный храм, а в композиции «Движение» вазы словно перерастают в колонны и чаши фонтана. Метафорическое мышление автора заставляет увидеть в сочетании вертикалей и круглящихся форм почти утилитарных сосудов изображение духовых инструментов (композиция «Музыка»), рождает ассоциации с гармонией басовых и высоких звуков.
Многочисленные работы Богдановой-анималиста не только обыгрывают фигуры животных и птиц, способные оживить и украсить функциональную вещь, но и передают устремленность ввысь (композиция «Взлетающие птицы»), торжественность («Львы сторожат город»), идею вечного круговорота жизни («Караван») или неукротимое стремление к свободе («У моря. Чайки на берегу»).
Особняком стоят работы в жанре портрета и тематические композиции, в которых Н.Н.Богданова выступает как скульптор классической школы («Портрет матери», «Мама задумалась», «Новое блюдо»). Мягкий юмор окрашивает такие произведения, как «Галина Волчек» или «Ручной зверь (Портрет сына)». Произведения Наталии Богдановой входят в коллекции Государственного исторического музея, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково», Государственного историко-архитектурного, художественного и ландшафтного музея-заповедника «Царицыно», других российских и зарубежных музеев, а также в частные коллекции. В экспозицию включено свыше 100 произведений скульптуры и декоративно-прикладного искусства из собрания автора. Среди них композиции из серии «Театр «Современник», циклы «Троица» и «Тысячелетие (к 1000-летию Крещения Руси)», многочисленные декоративные серии («Звуки музыки», «Волна», «Архитектура лука»), станковые работы («Материнство», «Портрет сына», «Мама», натюрморт «Мастерская»).
Приглашаем посетить выставку и осветить ее открытие по каналам СМИ в Вашем информационном формате.
|
|
|
|
|