«Идея выставки под таким названием родилась несколько лет назад, когда обнаружилось, что ряд работ, выполненных в последние годы, выстраивается в определенной последовательности, отражающей смысл этого названия. Когда работы выполнялись, я не помышлял об их последующей экспозиции в виде тематической выставки. Появление архитектурных объектов в пространстве картин диктовалось, в первую очередь, композиционными соображениями. А их принадлежность к конкретному типу сооружений была по преимуществу случайной.
В результате собралась серия сооружений от самых маленьких и приземленных до огромных, вознесенных в небо. Они появляются сначала как одинокие пятна, затем конкретизируются, увеличиваются в размерах, превращаются в группы и наконец становятся башнями и небоскребами. Их образы почти абстрактны. Избы – это простые прямоугольные объемы, как правило, с двускатными крышами, почти не детализированные, не имеющие конкретных прототипов. Хотя какая-то опосредованная связь имеется с известными мне постройками средней полосы России, Севера или Карелии, Эстонии или Тувы. Как и с их окружением, ландшафтом.
В образах небоскребов больше исторических цитат: обелиски, готические соборы, башни XX в., например, Эмпайр-стейт-билдинг. Некоторые из них навеяны проектами И. Леонидова – здания Наркомтяжпрома или Города Солнца. Присутствие Солнца во многих работах – это тоже дань Леонидову. Пространство, окружающее эти архитектурные объекты, тоже во многом условно. Лишь иногда в нем присутствуют какие-то аллюзии – разделение на уровни неба, воды и земли. Или российский триколор, определяющий цветовую гамму картины. Пространство доминирует в большинстве из них, превращая большинство изображенных объектов в почти невесомые субстанции, растворяющиеся в нем.
Надеюсь, что выставка «От избы до небоскреба» в стенах Московского Архитектурного института сможет оказать содействие подготовке студентов-архитекторов, утверждая значение образного мышления в их дальнейшем творчестве».
Андрей Гозак
Андрей Павлович Гозак доктор архитектуры, академик Российской Академии художественной критики, архитектурный критик, историк современной архитектуры, автор книг, в настоящее время преподает в ГИТИСе сценографию Автор книг: "Алвар Аалто" (М., 1976), "Иван Леонидов. Архитектурные проекты 1925-59 гг." (М., 2002), "Дом Мельникова" (М., 2010), "Ценности жизни – ценности архитектуры" (М., 2011)
Авторы фото с открытия выставки: Лена Стрекоза, Галя Шкатова